За последний год в Кабмин пришла целая команда людей из бизнеса. Многие из них покинули высокооплачиваемые должности в частных компаниях "из любви к Родине", но оказалось, что прихода мотивированных руководителей не достаточно. Дья того, чтобы реформировать министерства, нужна еще и эффективная мотивированная команда. Накопленные ресурсы, которые позволяли бывшим топ-менеджерам и специалистам из бизнеса работать в качестве волонтеров, подходят к концу, а для того, чтобы обеспечить справедливую оплату труда, нужно принять новый закон о госслужбе. Пока что ставки ограничены, и даже сокращения не позволяют их повышать — фонд заработной платы расписан на штатную единицу.
Юлия Клименко, бывший гендиректор девелоперской компании, а сегодня руководитель аппарата Министерства экономического развития, рассказала о том, почему реформирование так тяжело дается.
О реформе госслужбы
Этот закон прошел первое чтение в ВР и готовится ко второму. У нас, как у Министерства экономики, есть к нему ряд замечаний касательно заработной платы. Потому что в процессе согласования этого законопроекта различными ведомствами получилось так, что заработная плата стала еще меньше, чем есть у чиновников сегодня. Я не знаю, где нам найти молодого человека, который готов реформировать эту совдеповщину за 3,5 тыс. гривень с графиком работы с 8 утра до 8 вечера в тяжелых условиях.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaРеформирование госсектора зависит от многого. Первое — это законодательное определение, кто такой госслужащий и какие бывают госслужащие, как их можно нанимать/увольнять и сколько им нужно платить. Это должно быть у всех министерств одинаково. Чтоб не было так, что сотрудники некоторых госорганов зарабатывают в 5-6 раз больше, чем в других.
Закон о госслужбе — это будет не сразу. Процесс может затянуться, некоторые законы у нас по несколько лет принимаются. Пока все живет по старым законам, а министерство это поменять самостоятельно не может. Каждая мелочь закреплена в законе.
О зарплатах
Проблема в том, что зарплаты не унифицированы. После развала СССР каждое ведомство и министерство унаследовало какую-то свою систему управления и нет унифицированного подхода к заработной плате, политике набора персонала и всего остального, то есть зарплата в одном госоргане выше, чем в другом, при выполнении одинаковых задач государственного служащего. Вот например, зарплаты в Нацбанке намного выше, чем у всех остальных, поэтому многие наши сотрудники переходят туда и нам нечем их мотивировать. Новый закон о госслужбе должен четко определять, кто есть госслужащим, а какие должности являются политическими. Например, министр — это политическая должность, а начальник департамента — это человек, который должен продолжать профессионально работать и сохранять институциональную память вне зависимости от смены власти.
Я пришла из частного сектора и понимаю, что без мотивации для госслужащих у нас качественной системы государственной власти быть не может. Люди будут постоянно меняться и каждый будет делать что-то свое, что неправильно. Мы должны определиться с реформами, со стратегией, должны быть люди, которые следующие 10 лет будут эту стратегию имплементировать. Но сейчас получается, что стратегов много, а имплементировать некому.
О роли госслужащих
Охрана и уборщицы в новом законе о госслужбе не должны быть госслужащими. Это вспомогательный персонал, а государственный служащий — это начальник департамента, замначальника департамента, главный специалист со всеми вытекающими отсюда льготами и последствиями.
Стратегия реформ понятна, вопрос в том, что с существующими кадрами мы далеко не уйдем. Молодые люди не хотят идти на государственную службу из-за низких зарплат и очень сложной системы назначения. Даже если министры, их заместители и начальники департаментов принимают какое-то прорывное решение, приходит исполнитель и говорит: "Нет, так нельзя. Это не соответствует законодательному акту". И он заговорит любую проблему. У нас проблема не с утверждением реформаторских документов, а с их практической имплементацией на среднем и низшем уровнях.
О дублировании функций
Что можно сделать уже сегодня: сделать аудит функций госорганов, убрать дублирующие, часть функций передать в частный сектор (саморегулирующие организации, профессиональные сообщества и др), сократить аппарат госслужащих в связи с оптимизацией функций, а общий фонд оплаты труда оставить на сегодняшнем уровне. Это даст государственным органам мотивацию к сокращению, а отдельному госслужащему — возможность платить большую заработную плату за качественную и честную работу.
Мы сейчас пересматриваем полностью наше положение, выделяя те функции, которые несвойственны Минэкономразвития и которые мы можем безболезненно передать другим профильным министерствам или частному сектору.