НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Июльская жара

Предыдущий месяц оказался богатым на события в нефтяной отрасли. Главное из них — загрузка нефтепровода "Одесса-Броды" сырьем в направлении порта "Южный". Правительственное решение вызвало неоднозначную реакцию — от протестов дипломатов ряда стран до пози

Предыдущий месяц оказался богатым на события в нефтяной отрасли. Главное из них — загрузка нефтепровода "Одесса-Броды" сырьем в направлении порта "Южный". Правительственное решение вызвало неоднозначную реакцию — от протестов дипломатов ряда стран до позитивных откликов западных нефтегазовых аналитиков. На внутреннем рынке тоже было неспокойно. К традиционным факторам роста цен на топливо добавились два новых. Премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление о повышении ставки вывозной пошлины на нефть. А 13 июля Кабмин Украины утвердил предложение Минтранса и "Укрзализныци" повысить тарифы на перевозку углеводородов

В прошлый понедельник международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что решение Кабинета Министров о временном реверсном использовании нефтепровода "Одесса — Броды" является положительным фактором для российских и международных нефтяных компаний. При этом Fitch считает, что потеря украинских мощностей не обязательно является негативным фактором для каспийских нефтяных компаний и вряд ли будет иметь длительное влияние.
Как рассказал Питер Камерон, директор отдела либерализации и развивающихся рынков Energy Markets Limited, "до сих пор нет ответа на вопрос: какую конкретно нефть с Каспия предполагается транспортировать по нефтепроводу "Одесса — Броды". "Совершенно не ясно также, какие вообще предлагаются контракты, а также какие все-таки необходимы инвестиции для запуска нефти с Каспия. Пока нет ответов на эти вопросы, решение о загрузке трубопровода в сторону Бродов принято быть не может, поэтому аргументы сторонников реверса сильны", — считает эксперт.

Перспективы

Итак, реверс состоялся. Следующий вопрос, понятное дело, касается дальнейшей эксплуатации трубопровода. Как стало известно из источника в Минтопэнерго Украины, техническую нефть в трубопровод нефтяные компании закачают в течение одного-двух месяцев. "Трубопровод изначально создавался, как реверсивный, поэтому никаких проблем с его наладкой не существует. Достаточно месяца, для того чтобы заполнить трубу технологической нефтью и начать перекачку", — сказал начальник бюро главных инженерных проектов ОАО "Институт транспорта нефти", главный инженер проекта "Одесса — Броды" Евгений Лебедев.
Как сообщили "Инвестгазете" в Институте проблем международной безопасности, на сегодня технологическую нефть для заполнения трубопровода предлагает лишь ТНК-ВР. "Сейчас идет процесс оформление всех документов. В течение месяца документы будут оформлены и еще через месяц, возможно, трубопровод наполнят. Хотя, следует отметить, что это очень оперативно. В мировой практике такого рода процессы длятся до полугода", — сообщил один из руководителей Института.
Как рассказали в пресс-службе Минтопэнерго Украины, общий объем нефти, который планируется прокачивать по "Одесса — Броды", остается неизменным — 9 млн. тонн. Принцип равнодоступности не позволяет ТНК-ВР эту квоту использовать самостоятельно. На сегодня заинтересованность в прокачке сырья по трубопроводу проявили: ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "Роснефть", "Татнефть", "Славнефть". Как рассказал президент "Сибнефти" Евгений Швидлер, его компания готова поставлять для нефтепровода не менее 1,5 млн. тонн сырья. С похожими заявлениями выступил и Юрий Суханов, президент "Славнефти". Представитель "ЛУКОЙЛа" сообщил, что его компания будет использовать любые возможности для увеличения экспорта, и направление "Броды — Одесса" для нее, безусловно, интересно.
Еще один вопрос — насколько запуск нефтепровода в реверсном направлении отразится на загрузке всей отечественной нефтетранспортной системы. По мнению Дэвида Сирса, директора Petroleum Development Consultants Ltd, чья фирма подробно анализировала проект реверса "Одесса — Броды", "все объемы нефти, которые пойдут по трубопроводу из Бродов, будут дополнительными". "Приднепровские магистральные нефтепроводы не лишатся ни тонны нефти из-за введения реверса. Объем, который прокачивается по этому направлению, останется прежним. Объемы, которые пойдут на "Южный" — дополнительные", — сказал вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Григорьев добавил, что еще один вопрос, связанный с расширением мощностей по прокачке нефти из Мозыря в Броды, решится в течение полутора-двух месяцев, как раз к тому моменту, когда будут завершены все формальности по оформлению транзита.
По мнению Мэтью Сагерса, представителя Кембриджской Ассоциации по проведению исследований в области энергетики, экономический эффект от введения реверса будет двоякий. Украина может приобрести более $60 млн. в бюджет до конца года (в "Укртранснафте" называют цифру в $90 млн.). А в Восточной Европе цены на нефть могут понизиться на 4 — 5% вследствие поставки дополнительных 9 млн. тонн сырья после запуска украинского нефтепровода.

Ценовые страсти

Согласно решению российского правительства, размер экспортной пошлины на углеводороды с 1 августа будет увеличен с $41,6 до $69,9 за тонну. Напомним, что на украинском рынке нефтепродуктов сложилась довольно напряженная ситуация. Нефтяникам не оставалось ничего, кроме как повысить цены на горючее для поддержания своей рентабельности. Однако чиновникам такой поворот событий пришелся не по вкусу, и они сочли нужным вмешаться. Вскоре Кабмин начал вести активные переговоры с производителями. Эти переговоры завершились в начале июня подписанием меморандума о стабилизации ситуации на рынке. Согласно документу, компании обязались снизить цену самого "ходового" бензина А-95 до 2,9 грн./л (в этот период она составляла около 3,3 грн.), а правительство, в свою очередь, — приостановить действие введенных в конце мая постановлений о лицензировании экспорта нефтепродуктов и введении предельных цен на ГСМ.
Однако такие меры являются временными, ибо искусственное удерживание цен на низком уровне может привести к серьезному подрыву отрасли. Ведь договор с властями не приносит нефтяным компаниям ничего, кроме убытков. Недофинансирование же отрасли выливается в сокращение объемов закупок российского сырья, которое неумолимо дорожает. А дефицит углеводородов, как показывает ситуация на мировом рынке, оборачивается все тем же стремительным ростом цен. Так, сейчас угроза срыва поставок из России и Нигерии, а также многочисленные акты саботажа в Ираке взвинтили стоимость черного золота до $41 за баррель.
Как известно, трейдеры вели активные переговоры с правительством о пересмотре существующих тарифов и формировании новых цен на нефтепродукты в июле. Главный аргумент — стоимость нефти для украинских НПЗ увеличилась на $10 — 30 за тонну — до $240 — 250 за тонну.
Чтобы избежать очередного кризиса, чиновники уже сейчас призывают закупать топливо впрок. К примеру, представитель Минагрополитики г-н Сергеев посоветовал аграриям закупить топливо для осеннего сева в связи с возможным подорожанием нефтепродуктов. "К сожалению, мы ожидаем очередного подорожания топлива, связанного с изменением ценовой политики на российское сырье, и к этому нужно быть готовыми. Топливо есть, и его надо выкупать", — сказал Сергеев. При этом он отметил, что сейчас аграрии всех регионов обеспечены достаточным количеством топлива для уборки урожая. Согласны с представителем Минагрополитики и в Министерстве топлива и энергетики. Начальник управления нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения Министерства топлива и энергетики Виталий Горичко сообщил, что цены, скорее всего, поднимутся, добавив, правда, что это его личное мнение.
На открытии первой фирменной АЗС ТНК в Киеве президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий, сообщил, что "цена нефти выросла на $15—20 за тонну". "Мы встречались с руководителями Кабмина по вопросу ценообразования. Решили оставить цены такими, как они есть. Посмотрим, как будет при этом вести себя рынок. А он пока ведет себя неадекватно. Снизу поджимает цена на нефть, сверху стоимость нефтепродуктов. Заработок, который перераспределяется между владельцами АЗС и оптовыми продавцами, очень резко снизился", — отметил А. Городецкий. — Сейчас мы дискутируем с владельцами АЗС о перераспределении этого заработка. Многие владельцы АЗС и джобберы недовольны этим заработком и стремятся к его увеличению, поскольку они вкладывали деньги в АЗС и хотят их возвращать".
По словам Городецкого, в поиске этого заработка очень многие начали использовать некачественный бензин, чтобы как-то скомпенсировать свои потери и увеличить свою прибыльность. Одним из методов, которыми нефтяники реально могут бороться, с начавшим было ухудшаться качеством топлива, является открытие собственных АЗС.