- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Что читать: в "Стратегическом сафари" собраны подходы 10 разных школ
Несколько лет назад была на открытой лекции профессора экономики Стэндфордского университета (попыталась быстро пролистать ФБ, чтобы найти его фамилию, не удалось, но не суть). Человек всю свою карьеру посвятил изучению различных предприятий: какие и почему становятся успешными, почему многие закрываются, банкротятся: целое исследование жизни компаний длинной в 40 лет.
"Единственное, что я понял за эти годы, это то, что мы слабы в предсказаниях, и невероятно сильны задним умом."
Прекрасное открытие для 80 тысяч часов исследований, если бы не цифры, лишающие нас всякой надежды: зачем тогда планировать? визуализировать? стратегировать? прогнозировать?
Зачем это все, если невозможно управлять будущим и все равно "пальцем в небо"?
Почему нам так нравятся "истории успеха" и "учиться у лучших"? Потому что мы надеемся (а некоторые даже верят), что если знать стратегию успеха, то ее можно повторить. Оказывается, что нет.
Означает ли это, что стратегия компании не нужна? Можно было бы сказать и так, если бы отсутствие стратегии не было бы частным случаем стратегии.
Стратегия для любой компании нужна: неважно хорошая или плохая. Стратегия задает движение (пусть даже в неверном направлении). Здесь уместна метафора с ездой на велосипеде. Если ты просто стоишь на месте и крутишь руль в поисках правильного направления — возможно, ты его найдешь, но никогда об этом не узнаешь, так как никуда не едешь.
Но если ты тронулся, пусть даже в неверном направлении (или тебе неожиданно навстречу выскочил КАМАЗ), то в движении сменить направление проще, чем стоя на обочине.
При этом нужно помнить, что знать, все же, куда ты едешь — стоит. Даже если по дороге ты поймешь, что тебе туда не надо.
Когда мы собрались с cowo.guru на первую встречу по обсуждению книги Генри Минцберга "Стратегическое сафари" (получилась разношерстная компания — предприниматели, топ-менеджеры, самозанятые, был даже один врач), виден был и острый интерес к этой теме, и хроническая боль. Многие уже пробовали работать над стратегией, но получилось криво, наигранно, искусственно, а в итоге — бессмысленно.
Когда я общаюсь со многими бизнесменами — ситуация похожая. Даже те, кто еще не обжигались сами, проигрывают возможный сценарий стратегической сессии в голове и заранее отступают.
Поверхностно и позитивно не хочется — нет смысла тратить время на инфантильный оптимизм. А глубоко, проблемно и по-настоящему страшно — вдруг не вырулим, застрянем в этом болоте? И продолжают "не смотреть" в сторону стратегии.
Но. Если была бы одна книга, которую достаточно прочитать, чтобы составить общее впечатление, как это может работать, пересмотреть весь арсенал инструментов и понять уместность и своевременность каждого, то это — "Стратегическое сафари".
"Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента"
Кто авторы: Генри Минцберг — всемирно известный ученый и писатель в области бизнеса и управления, академик. Офицер Ордена Канады, офицер Национального ордена Квебека, член Королевского общества Канады, объединяет выдающихся ученых страны.
Брюс Альстранд — старший преподаватель программы бизнес-администрирования в Университете Трент, внес огромный вклад в развитие стратегического менеджмента как дисциплины.
Жозеф Лампель — профессор стратегии и инноваций, преподаватель Школы бизнеса им. сэра Джона Касса при Лондонском городском университете.
Когда я спрошу у вас, что это, — скорее всего, вы скажете про какой-то долгосрочный план. В диалоге вы упомянете стратегию, подразумевая "модель поведения". Также стратегией может оказаться позиция на рынке (как фото в моменте выбранного вектора движения), а также перспективы, которые открываются именно из этой позиции.
А еще стратегия — это цепочка шагов для выигрыша в партии (в том числе шахматной).
Долгое время стратегия была исключительно военным термином (как и долгое время самым выгодным бизнесом была война). Но времена меняются, и мы (хотелось бы верить) становимся более цивилизованными. И учимся быть лучшими в бизнесе, а не в войне.