Люди vs технологии: яркие моменты HR-марафон#3

Люди vs технологии: яркие моменты HR-марафон#3
27 марта ekonomika+ и Delo.UA провели HR-марафон#3, где совместно с HR-профи ведущих компаний выясняли, есть ли будущее у HR и как оно выглядит. Спойлер: все будет хорошо
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Новые технологии и идеи стремительно врываются в нашу жизнь. Наш мир называют VUCA-миром от английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

В VUCA-мире под вопросом все ценности. Мы только учимся жить по-новому, и оказывается, что напор изменений ломает самые привычные подходы, в том числе и в работе с людьми.

Чему учиться и от каких анахронизмов избавляться, чтобы не опоздать в будущее? Каким будет HR-индустрия через 10 лет? Именно об этом говорили спикеры HR-марафон #3.Предлагаем главные "мудрости" участников марафона. Больше фото тут

Даниил Ваховский, директор по маркетингу Uklon: как автоматизировать процессы и зачем бизнесу поведенческая экономика

Даниил уверен, что автоматизация, основанная на принципах поведенческой экономики, в ближайшем будущем станет залогом успешности бизнеса.

На что в первую очередь должен обратить внимание бизнес, стремящийся к автоматизации:

  1. Бизнес-модель. Важно определить, насколько она сочетаема с автоматизацией, легко ли ее масштабировать.
  2. Ключевая компетенция. В чем ядро вашего бизнеса? На чем вы зарабатываете деньги?
  3. Поведенческие драйверы в работе бизнес-модели. Что в поведении клиента позволяет бизнесу зарабатывать больше? Определите те особенности психологии потребителя, которые заставляют его покупать ваш товар или пользоваться вашими услугами.
  4. Персонал, который может не только создавать ценность, но и разрушать ее. Люди часто ошибаются и поступают нерационально. Автоматизация сводит человеческий фактор к минимуму.
  5. Стратегический выбор — избавиться от лишнего персонала через цифровую трансформацию бизнес-модели.
  6. Внедрение технологий и алгоритмов не только для автоматизации рутинных задач, а и для управленческих решений.

Даниил Ваховский

Говоря об автоматизации процессов, Даниил все же упомянул ключевые позиции, на которые стоит взять профессионалов. Компании обязательно нужны:

  • IT Business Analyst — он определит, как правильно построить IT-инфраструктуру компании;
  • Самый лучший математик, которого только можно найти — он посчитает все: сколько нужно уволить людей и сколько алгоритмов внедрить;
  • Data Scientist — он наладит работу с данными в облаках.

Юлия Пивень, HR-директор "JBS Украина" и соосновательница HR-агентства DoubleU: нужен ли HR в эпоху холакратии

Юлия считает, что даже в отдаленном будущем машины не смогут заменить людей полностью, а вот HR-профессионалы должны будут учиться работать в условиях холакратии, новой парадигмы мира и бизнеса. Несколько важных тезисов Юлии из первых рук:

  • HR — это история в равной степени про деньги и про людей;
  • Люди — основная ценность и капитал бизнеса;
  • HR не изжил себя, он проходит новое рождение;
  • Автоматизация процессов работает до того момента, пока не стоит вопрос о корпоративной культуре. Ее невозможно автоматизировать ;
  • Предвзятое отношение к HR-специалистам, особенно в IT-компаниях, вызвано большим количеством непрофессионалов на этих должностях.

Игорь Сыроватко, руководитель B2B Unit "ОLX Украина": как создать команду мечты

Подбор и взаимодействие с сотрудниками в B2B Unit основаны на трех "китах": позитиве, дисциплине и результате. Такое ДНК компании помогает реализовывать все бизнес-задачи в полной мере, держать команду "в тонусе" и поддерживать положительный микроклимат в коллективе.

Игорь подчеркнул, что принципы формирования команды в B2B Unit соответствовали специфике бизнеса — департаменту нужны были хорошие продажники с предпринимательской "жилкой" и высокими навыками коммуникации.

Методом проб и ошибок Игорь вместе с HR-специалистами ОLX разработали профайл идеального кандидата:

  • Позитивный — верит только в лучшее, и не останавливается, сталкиваясь с неудачами;
  • "Голодный" — действительно хочет зарабатывать деньги и готов это делать;
  • Бесстрашный — не боится ставить сложные цели, не боится ошибаться;
  • Трудяга — умеет много работать;
  • Открытый — живо реагирует на критику и на похвалу в равной степени;
  • Командный игрок — без навыка сотрудничества с другими членами команды ничего не получится.

Игорь Сыроватко

Анна Подгорная, основатель и консультант HR Universe, экс-HRD "Microsoft Украина" и AXA CEE вместе с Ольгой Севостьяновой рассказали о новом подходе — создании позитивного Employee experience (EX). Он основан на испытанной и успешной концепции клиентского опыта и методологии Customer Experience Journey Mapping (CXJM), которая помогает организации лучше понять клиентов и создавать сервисы и продукты, которые клиенты любят и покупают.

Иными словами, для организации ее внутренний клиент — сотрудник — приобретает не меньшее значение, чем внешний клиент (партнер, потребитель), и становится важным, какой опыт сотрудник получает, работая в ней.

Самые успешные компании глубоко понимают своих людей и приложили немало усилий для того, чтобы создать среду, где люди, не просто хотят работать, чтобы удовлетворить свои базовые потребности, а чувствуют призвание быть частью именно этой организации.

Как это реализовывается на практике? Например, с помощью инструментов сервис дизайна. Ведь методология сервис дизайна направлена на то, чтобы обеспечить пользу, удобство и адекватность сервисов для клиентов/сотрудников, при этом сохраняя эффективность и рентабельность для бизнеса/организации.

Катерина Андрущенко, employer brand specialist IT-компании Lohika поделилась опытом реализации проекта по измерению Employer Value proposition.

Что такое Employer Value proposition?

  • Формализированое заявление предложения компании для кандидатов и сотрудников
  • Отличия компании от конкурентов для кандидатов
  • Содержит ответ для сотрудников "что в нем для меня?"
  • Должно быть правдой и поддерживается существующими сотрудниками
  • Может быть разработано как для всей компании, так и для отдельного отдела, или даже для конкретных позиций

Яна Кузнецова, аналитик SOYAconsulting, владелец патента на метод прогнозирования "Алгоритм Обеднина С.Д.", рассказала о роли HR в эпоху автоматизации и искусственного интеллекта.

По ее словам, существуют следующие способы использования ИИ:

  • анализ резюме и ранжирование кандидатов в соответствии с их уровнем квалификации;
  • прогнозирование успеха кандидата в заданных ролях;
  • создание чат-ботов, которые предназначены для проведения двухсторонних текстовых бесед с кандидатами.

В компании SOYAconsulting был разработан метод прогнозирования, который позволяет определить и повысить мотивационную составляющую для достижения цели в определенный период времени, спрогнозировать успех соискателя на новой должности и его взаимоотношения с командой. После внесения входящих данных в математическую модель, результаты для клиента демонстрируются с помощью абодье — графика, который показывает, в какой период внутренние таланты личности будут пользоваться максимальной поддержкой внешних обстоятельств.

Но означает ли это, что в профессии HR наступит новый виток, и ИИ сможет выполнять функции этого отдела? Если нет, то какую пользу в такой ситуации приносит HR бизнесу? Стоит ли ему доверять решение вопросов, от которых зависит будущее компании?

Для того чтобы служба управления персоналом оправдала себя и работала на создание добавочной стоимости, нужно изменить роль HR-менеджера. Сегодня успешный HR-менеджер — это коуч.

Анна Сологуб, HR Marketing директор SoftServe поделилась опытом по поиску digital инструментов, которые дают возможность привлекать сотрудников к управлению изменениями в компании.

По словам Анны, HR-команда искала решение, которое бы мотивировало людей откровенно делиться своими впечатлениями о различных аспектах работы в SoftServe, а менеджеров и компании в целом — постоянно улучшаться на основе полученных данных.

Традиционные опросы состоят обычно из большого количества вопросов. Это означает, что сотрудник должен найти много времени на заполнение, а HR-команда — на анализ. Учитывая высокую ресурсозатратнисть, такие опросы обычно проводятся нечасто (раз в год или полгода). Поэтому высокие шансы упустить важные тренды из-за отсутствия актуального фидбэк от сотрудников.

Исследовав рынок готовых HR-решений, в SoftServe остановили свой выбор на Peakon. Это система, которая не просто позволяет проводить опросы, но и самостоятельно анализирует данные, генерируя в режиме реального времени аналитические отчет в различных разрезах (отдел, карьерный направление, локация, время работы в компании, позиция).

Анна Сологуб

Лариса Брувер, HR-директор 1+1 медиа, обсудила ключевые тренды в HR, которым следует следовать следующие 5 лет.  

Если коротко — маркетинг, аналитика и digital.

HR трансформируется в аналитическую функцию, более data-driven. Это означает, что бизнес хочет принимать решения, основываясь не на предположениях, а на конкретных цифрах. Соответственно, многие компании уже сегодня начинают инвестировать в развитие аналитических инструментов, а эта аналитика постепенно приходит и в HR.

Со сменой поколений и трансформация рынка труда из рынка компаний в рынок кандидатов, компаниям все больше приходится вести себя с сотрудниками, как с клиентами.

С учетом глобального тренда, что человечество трудится над созданием искусственного интеллекта, такой потенциально созданный через 5, 10 лет разум сможет составить здоровую конкуренцию на рынке труда. И соответственно, машинам, которые будут становиться все умнее и умнее, будет отдана рутина, которую сейчас, к сожалению, делают люди. Для меня этот тренд не является угрозой, а скорее возможностью для человека заниматься тем, что приносит больше ценности, уверена Лариса.

Катерина Коваленко, фасилитатор design thinking, профессиональный тренер по Digital HR Transformation

Как влияют технологии на HR?

  • Технологии изменили способ мышление и подход к администрированию.
  • HR профессионалы используют технологии, чтобы эффективнее выполнять операционные задачи и предоставлять self-service.
  • HR инициируют и используют технологии, чтобы объединять людей и оставаться на связи друг с другом.