Неделя депрессии в кино: от двух украинских картин "5 терапия" и "Январь — март"

Кадр из фильма "Январь-март"
Кадр из фильма "Январь-март"
19 апреля в украинский прокат вышли отечественные фильмы "5 терапия" и "Январь — март", которые объединяет боль — героев и зрителей. Кинокритик Сергей Васильев о терапевтическом эффекте этих лент и осторожном оптимизме, внушаемом ими

Автобиографическая драма "5 терапия" создана одесскими кинематографистами — режиссером Алисой Павловской, поэтом и писателем Стасом Домбровским и продюсером Валерием Калмыковым за очень скромные, по меркам современного кинопроизводства, средства, но с огромным сердцем.

Кино как терапия

В основу картины легли лихорадочные записки Стаса Домбровского — о давней наркотической зависимости, судимости, тюрьме, пребывании на грани смерти в так называемой "5 терапии", куда отправляли неизлечимо больных заключенных, и тяжелом возвращении к полноценной жизни.

Сам автор сыграл в фильме главную роль — себя самого, рассказывающего свою историю на собрании общества анонимных алкоголиков. С помощью внутрикадрового рассказа, ведущегося из настоящего времени, и закадрового комментария, который сопровождает иллюстрации тяжелого прошлого, герой связывает разрозненные фрагменты прожитого, прочувствованного и выстраданного в единое целое, снабжая их вектором надежды. В итоге, урок выматывающей картины, исполненной страдания, убедительно оптимистичен — показывает возможный путь из наркотического тупика.

Этим тяжелым путем идут и герои картины, и многие актеры, которые играют (почти не играя) надломленных персонажей, превращая, таким образом, "5 терапию" в терапию настоящую — закадровую, помогающую обрести и удержать жизнь. В этом смысле предельно "бедная" эстетика картины оказывается не результатом умышленного художественного выбора, но стихийным следствием непреодолимого, очень искреннего стремления поделиться ценным опытом — не обращая внимания на материальную невозможность качественно (с точки зрения привычных для современных зрителей стандартов художественного кино) воплотить историю на экране.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Антимонопольное" кино: является ли монополистом Батрух и чем отличился показ "Киборгов"

"Непричесанная" правда, представленная столь же "непричесанным" образом, способна если не отторгнуть, то насторожить. И не только зрителей. В свое время "5 терапия" не получила государственную финансовую поддержку, за которой авторы обратились, чтобы завершить картину. Это расстраивает, но не удивляет. Ведь лента существует в том же социально-культурном пространстве, что и ее герои, фактически изгнанные из общества, хотя и являющиеся его неотъемлемой частью.

В итоге, "5 терапия" все же внушает осторожный оптимизм. Преодолевая, усилиями авторов и героев, больной характер истории, она убеждает зрителей: "Все возможно изменить".

Эстетика болезни

Выход в кинопрокат тяжелой драмы Юрия Речинского "Январь — март", созданной в копродукции Украины и Австрии, тоже доказывает тезис о том, что все возможно, ведь, по большому счету, появление этого фильма в отечественных кинотеатрах уже особо и не ждали. На прошлогоднем Одесском МКФ глава Госкино Филипп Ильенко анонсировал выход картины в прокат в декабре 2017-го, но после этого заявления — и не особо теплого приема картины фестивальной публикой — фильм надолго исчез с радаров.

"Январь — март" напоминает "5 терапию" тем, что исполнен глухого страдания. Однако он предлагает принципиально иной путь взаимодействия с болью — как на экзистенциальном, так и на эстетическом уровне.

Юрий Речинский оправляет страдания героев в привлекательную визуальную упаковку, смакуя вместе с операторами Вольфгангом и Себастьяном Талерами сцены, в которых живописное (даже в своей непрезентабельности) окружающее пространство, нередко, оказывается намного выразительнее людей.

Пока мать (физиологически убедительная Мария Гофштеттер) неумолимо теряет рассудок в Вене, ее дочь (Ангела Грегович) с трудом выкарабкивается в ободранной криворожской больнице из последствий автомобильной аварии. Физические мучения героинь оттеняет мужская депрессия — украинского партнера кричащей от боли девушки (Дмитрий Богдан), который исполнен нелюбви к окружающим и близким, вынужден с отвращением наблюдать за страдающей "любимой" и, без особого желания, ублажать ее.

Юрий Речинский не делает практически ничего, чтобы расположить к героям, тем более — подтолкнуть сопереживать им.

Он предлагает наблюдать за не самыми приятными людьми, "выхваченными" в своих экстремальных проявлениях, постепенно разбираясь в том, что за отношения существуют между ними и почему они могут быть важны — не только режиссеру, обратившему на них пристальное внимание, но и зрителям, которые решились увидеть его фильм.

Герметичность создаваемого на экране пространства — граничит с безысходностью. В этом контексте, международное название ленты — "Ugly" — намного точнее отражает уродливо-безобразную суть происходящего, и тех ощущений, которые оно вызывает, нежели "январско-мартовское" описание хронологических рамок истории, предложенное украинским заголовком.

Впрочем, при некотором желании, из картины тоже можно выжать более-менее жизнеутверждающий урок: "Все проходит". В том числе 90-минутный некомфортный сеанс кинематографического погружения в чужую боль — тоже по-своему необходимый, чтобы вспомнить о бесконечном несовершенстве сущего и скорбной людской юдоли (если, вдруг, кто-то о них счастливо забыл).

К слову, для Юрия Речинского период тяжелой драмы, судя по всему, тоже уже прошел. На Одесском кинофестивале в одном из интервью он сказал, что хотел бы снять комедию. Учитывая депрессивную тональность "Января — марта" (да и черный характер яркой документальной работы автора "Больныесукалюди", посвященной детям-наркоманам), это должен быть весьма занимательный эксперимент. Пусть, вероятнее всего, он и окажется не самым веселым и приятным.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram