Роберт Де Ниро - хороший босс

Роберт Де Ниро оказывается не только продюсер и актер, но и бизнесмен и менеджер. Основатель продюсерской компании Tribeca Enterprises, ресторатор и девелопер - он называет себя хорошим боссом

-ресурс Crain's New York Business еще в 2003 г. включил Де Ниро в список «100 самых влиятельных бизнесменов Нью-Йорка». Он — один из совладельцев знаменитой ресторанной сети Nobu. Помимо ресторанов у Де Ниро есть продюсерская компания Tribeca Productions, Tribeca Enterprises, которая проводит кинофестиваль Tribeca Film Festival, и крупный бизнес в недвижимости. Именно он, коренной житель Нью-Йорка, превратил бывший портовый район Tribeca в одно из самых модных (и дорогих) мест Нью-Йорка, начав скупать и реконструировать местную недвижимость.

Все началось в конце 80-х, когда Де Ниро решил создать собственную продюсерскую компанию и купил для нее восьмиэтажное здание в бывшей припортовой зоне Tribeca — ранее в нем располагался склад и офисы кофейной компании (сам актер переехал в район Tribeca в начале 80-х гг.). Три этажа в этом здании заняли компании Де Ниро, один выкупила студия Miramax Films, остальные были переоборудованы под кинозал и комнаты для озвучания и монтажа, а на двух нижних этажах Де Ниро открыл ресторан Tribeca Grill — его соинвесторами стали один из главных нью-йоркских рестораторов Дрю Нипорент и такие звезды, как Михаил Барышников, Шон Пенн, Билл Мюррэй и Кристофер Уокен.

В 1994 г. по соседству с Tribeca Grill открылся ресторан Nobu New York — по словам шеф-повара Нобуюки Мацухисы, Де Ниро ждал четыре года, пока знаменитый в Калифорнии повар созреет для того, чтобы открыть свой ресторан на Восточном побережье США. (Сегодня сеть ресторанов Nobu, которую Де Ниро и Мацухиса развивают совместно, насчитывает уже 22 ресторана на четырех континентах.)

А партнером Де Ниро в Tribeca Productions стала Джейн Розенталь, ранее работавшая продюсером в телекомпании CBS и Walt Disney Pictures, — на тот момент ей было 33 года.

Первым проектом Tribeca Productions стал кинофильм, посвященный Нью-Йорку, — Bronx Tales, — в нем Де Ниро выступил и как продюсер, и как режиссер. Но с тех пор Tribeca Productions продюсирует в основном телесериалы, а Де Ниро в роли режиссера почти не выступает. Последний контракт Tribeca Productions, заключенный в октябре 2010 г., — полицейский сериал Rookies, который компания Де Ниро сделает для телеканала CBS.

Кинофестиваль Tribeca Film Festival начинался как чисто социальный проект: Де Ниро, патриот родного Нью-Йорка, вскоре после террористических атак на город в сентябре 2001 г. заявил, что организует новый кинофестиваль в Нью-Йорке — для поднятия морального духа горожан и чтобы показать, что жизнь продолжается (Tribeca граничит с районом Financial District, где стояли уничтоженные башни Всемирного торгового центра). Первый фестиваль, который поддержали Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Кевин Спейси, Барри Левинсон, Исаак Мизрахи, прошел в мае 2002 г. — на нем было показано более 150 фильмов, включая премьеру «Звездных войн: Эпизод II». В будущем году Tribeca Film Festival пройдет уже в десятый раз — теперь это бизнес-проект, говорит Де Ниро. (По данным организаторов, с момента основания Tribeca Film Festival посетили 3,25 млн человек, фестиваль принес в экономику Нью-Йорка $660 млн.)

Как и любой бизнесмен, Де Ниро знает не только победы, но и поражения. Самую большую неудачу Де Ниро потерпел не в кинобизнесе, а в девелопменте (хотя корни у того проекта тоже были киношные). Производство кино- и телефильмов в Нью-Йорке за последние полтора десятка лет стабильно росло, подметил Де Ниро (с 1993 по 1999 г. число снятых в городе кинофильмов выросло с 69 до 221, а телефильмов за тот же период — с 3598 до 7680, указывала The New York Times). Но площадок для монтажа и озвучания фильмов в Нью-Йорке катастрофически не хватало, и продюсерам приходилось вывозить труппы в Лос-Анджелес или Торонто. Де Ниро решил построить полноценную киностудию на месте верфей Brooklyn Navy Yard, закрытых еще в 1966 г. (эту землю выкупил город). Хотя идея эта принадлежала не Де Ниро, а художнику кино Кэрри Харту и компьютерному консультанту Луису Мэдигану — они заключили контракт на застройку верфей в июне 1998 г., но денег под проект найти так и не смогли.

В мае 1999 г. Де Ниро и мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани провели совместную конференцию, на которой заявили, что обсуждают сделку, в соответствии с которой группа инвесторов под руководством Де Ниро вложит $150 млн в строительство киностудии на месте Brooklyn Navy Yard. Инвестиции Tribeca Productions, Miramax Films и других кинокомпаний в оборудование новой киностудии оценивались в $2,6 млрд.

После того как интерес к застройке Brooklyn Navy Yard проявил Де Ниро и о нем стало широко известно, Харту и Мэдигану искать соинвесторов стало намного проще; партнер нашелся неподалеку — крупная инвестиционная и девелоперская компания Steiner Equity Group из Нью-Джерси.

В октябре 1999 г. мэрия Нью-Йорка объявила, что контракт на застройку верфей заключен с New York Studios и по его условиям город получит на $60 млн больше, чем от сделки с группой Де Ниро.

В шоке были не только Де Ниро и его партнеры, но и другие нью-йоркские девелоперы — ведь контракт достался «чужакам» из Нью-Джерси, до того ни одного объекта в Большом Яблоке не построившим.

Нобу Мацухиса рассказывает в своей книге, что вы уговаривали его открыть совместный ресторан в Нью-Йорке четыре года, показывали сначала одно здание, которое купили для будущего проекта, потом другое… Почему вы были столь настойчивы?

— Не помню уже, действительно ли это было четыре года, но и вправду долго. Мы знакомы уже 22 или 24 года, и когда-то я предложил ему: «Скажи мне, когда будешь готов открыть ресторан в Нью-Йорке». В какой-то момент он согласился, и мы открыли первый ресторан. Так все и началось.

Какова ваша роль в менеджменте Nobu?

— Я принимаю участие во всех вопросах, где может потребоваться моя помощь. Например, сейчас одна из наших идей — открывать отели Nobu. Потому что если отели предлагают нам открывать рестораны Nobu в своих стенах, чтобы повысить собственные рейтинги, то почему нам самим не открывать отели Nobu? Это может быть интересным концептом.

У сети Nobu несколько партнеров. Как вы принимаете стратегические решения — например, открыть ресторан в Москве?

— Все вместе. В Москве, как вы знаете, у нас есть местный партнер (Арас и Эмин Агаларовы, Crocus Group. — Ред.).

Nobu — самая известная сеть качественных ресторанов в мире. Как вы думаете, смог бы Нобу добиться такого же успеха без вашей помощи?

— Не знаю. У меня есть своя роль [в компании], я добавил Nobu узнаваемости, но если бы еда была плохой, сервис был бы плохим — ничего бы не получилось.

Только что открылся Nobu в Будапеште. Вы там уже были?

— Да, на прошлой неделе — место очень хорошее. (В отеле Kempinski. Nobu практикует ротацию своих поваров: бывший шеф-повар московского ресторана Ллойд Роберт стал шефом будапештского, а кухню московского Nobu возглавил Фабио Наказато, ранее работавший в Nobu Miami Beach. — Ред.)

Нобу рассказывает в своей книге несколько трогательных историй, происходивших с гостями Nobu. А какие у вас самые яркие воспоминания, связанные с Nobu?

— (Задумывается). Нет, правда, — никаких анекдотов вспомнить не могу, ничего такого не было. Придумайте что-нибудь сами (смеется).

Как я понимаю, у вас сейчас четыре направления бизнеса: ресторанный, девелопмент, Tribeca Productions и Tribeca Film Festival?

— Не сказал бы, что я серьезный девелопер — хотелось бы быть, если бы я был умнее. Да, есть рестораны, есть Tribeca Enterprises, и есть Tribeca Productions.

Tribeca Productions прибыльна?

— Отвечу следующим образом: это не так просто, как кажется. На словах это звучит хорошо, но на деле все гораздо сложнее.

У вас есть какие-то официальные должности в этих компаниях? Мне удалось найти упоминание только об одной — что вы являетесь гендиректором компании Tribeca Film Center, которая управляет офисным центром, где сидите вы и Miramax.

— В каких-то имею, но даже в тех, где это не так очевидно, от моего слова зависит многое.

В 2002 г. Tribeca Productions была сопродюсером мюзикла We Will Rock You, посвященного группе Queen. Почему вы теперь решили продюсировать фильм про Фредди Меркури и пригласить на главную роль Сашу Коэна?

— Это давняя история. Ее инициатор — мой партнер Джейн Розенталь.

Вы не думаете, что у Коэна скандальный имидж, который может вам помешать?

— Нет.

Вы наняли Джейн Розенталь в 1989 г. И она все еще с вами. То есть вы хороший босс?

— Думаю, что да. Да, я хороший босс.

Сколько сейчас сотрудников в Tribeca Productions и знаете ли вы, сколько лет в среднем люди работают в вашей компании?

— Людей не так много — 15 или 20 человек. Я стараюсь сохранить людей так долго, как они сами этого хотят, — и до тех пор, пока это работает. Я верю в честные отношения: если люди делают свою работу искренне и хорошо — все будет ОК. Вообще, я не сторонник частых перемен. Даже в ресторанном бизнесе — не думаю, что люди приходят [работать] сюда [в Nobu], чтобы засветиться на какое-то короткое время. Я верю в то, что с каждым годом все становится лучше и лучше. Конечно, перемены и корректировки необходимы — мы тоже это делаем, но традиции надо хранить.

Tribeca Film Festival — это по-прежнему социальный проект или уже бизнес?

— Конечно, это бизнес — фестиваль надо окупать. И без 2000 волонтеров со всего мира мы попросту не смогли бы его проводить. А люди помогают нам, потому что им это нравится, — и каждый год они возвращаются.

В 1999 г. вы и ваши партнеры не смогли получить $150-милионный контракт на застройку верфей Brooklyn Navy Yard. Какие выводы вы сделали из того случая?

— В той истории было сильное политическое влияние. Для меня это был очень амбициозный проект — если бы удалось его осуществить. Но произошло то, что произошло. Так к этому и нужно относиться.

В 1989 г., рассказывая The New York Times про ваш новый проект, Tribeca Productions, вы сказали: «Я думаю, что, если мне суждено сделать это только раз в моей жизни, надо попробовать сейчас. Я делаю что-то, чего я еще не делал. Причина именно в этом».

— Да, так и было.

И что вы можете сказать сейчас — получилось?

— Я не скажу вам, что «получилось» или что «не получилось», — мы продолжаем двигаться вперед.