"Сияние" сардельки: об альманахе "Украинская новая волна. Runaway"

"Сияние" сардельки: об альманахе "Украинская новая волна. Runaway"
12 апреля в Киеве и Харькове стартовали показы альманаха "Украинская новая волна", в котором эклектично собраны 8 отечественных коротких метров. Увиденное оценил кинокритик Сергей Васильев

Несостоявшаяся "новая волна"

 Это уже шестой такой сборник от Национального центра Александра Довженко, который выпускает тематические альманахи с 2012 года. Тогда определение "украинская новая волна" было дано коротким метрам — и молодому украинскому кинематографу — авансом, в определенной степени, чтобы потешить реформаторское тщеславие вновь созданного Государственного агентства Украины по вопросам кино, которое только начало активно финансировать отечественный кинематограф.

Сейчас — спустя шесть лет — можно утверждать, что авансы были розданы слишком щедро и "новая волна" украинского кино, как полноценное художественное явление (сравнимое по своей значимости с "волнами", изменившими кинематограф Франции или Румынии) — не состоялась.

А подавляющее большинство авторов, чьи талантливые и самобытные короткометражные "всполохи" были отобраны Центром Довженко и представлены на суд зрителей, не дало горячего полнометражного "огня".

Нынешний выбор Центра Довженко показывает еще и относительность государственной поддержки молодого кино. В сборнике представлен в первую очередь независимый от государства кинематограф — семь из восьми отобранных фильмов были созданы без финансовой помощи Госкино. Благо, современная практика съемки на фотоаппарат и монтажа на домашнем компьютере вполне позволяют создавать фильмы без бюджета. Была бы яркая идея, как в анимационной ленте "Фингермен" Ивана Шохи, где главного героя "делают" пальцами руки, а в качестве декорации используют эскалатор метро, или остро, неожиданно и человечно зафиксированная реальность, как в документальной ленте "Ма" Марии Стояновой, героиня которой из прифронтового Мариуполя общается с дочерью по телефону.

К слову, попытавшись найти общие смыслы в отобранных для альманаха лентах, Центр Довженко акцентировал внимание именно на этих двух крайностях — мире фантазий, с одной стороны, и крупно выхваченных фрагментах современной действительности, с другой. И отметил, что герои картин (а в некоторой степени, и авторы) отдают предпочтение уходу в вымышленные миры. Это бегство иллюстрирует и подзаголовок сборника украинских фильмов, который и сам, непонятно почему, "сбегает" в английский язык, — "Runaway".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Три фильма "Недели австрийского кино": о слепой пианистке, мигрантах и распаде личности

 "Сияние" сардельки

Главным же фильмом альманаха, который одновременно крепко стоит на фундаменте из украинской повседневности и правды человеческих взаимоотношений и в то же время воспаряет в пространства художественного вымысла, является комедия Павла Острикова "Выпуск 97".

  • Ленту отметили на главных украинских фестивалях — Одесском МКФ и "сокращенном" МКФ "Молодость". Международная премьера картины состоялась в конкуре престижного МКФ в Локарно, где она тоже не осталась без наград, пусть и второстепенных. А позднее, по итогам кинофестиваля в бельгийском городе Левене, "Выпуск 97" номинировали на премию Европейской киноакадемии. 

Павел Остриков рассказывает историю провинциального телемастера, который, спустя 20 лет, встречает свою школьную любовь, и делает все возможное, чтобы ее не потерять. Картина выпукло открывает зрителям актерский талант Александра Пожарского, с которым, вообще-то, украинские кинозрители должны были бы познакомиться уже давно (экранизации комикса "Максим Оса", в которой у актера титульная роль, к сожалению, до сих пор не завершена). Исполнитель естественно, ненатужно и достоверно демонстрирует характерные психологические изломы персонажа.

При этом работу Павла Острикова отличает теплое отношение к героям и их житейским ситуациям. Живительно незамутненная человечность. Курьезную историю, потенциально способную свернуть и на болезненную тропу черной социальной драмы, и на ухабы психопатологического триллера, он выполняет, не заглядывая в "бездну". Нарочитый кино-намек на "ужасное" "Сияние" Стэнли Кубрика должен вызывать смех, но не ужас. Как и органичные, соразмерные героям телевизионные сюжеты поздравлений с днем рождения и вареные сардельки, скрашивающие их нехитрый быт.

 Водка для "Мастера и Маргариты"

 Иным путем в своих отношениях с повседневностью идет Максим Наконечный, автор драмы "Невидимая"(это единственная работа альманаха, поддержанная Госкино, бюджет фильма — почти миллион гривен). Действие картины происходит в южной украинской провинции, но при этом предлагает не теплый сочувствующий взгляд на нелицеприятные особенности нехитрого "алкогольного" бытия, но взгляд холодно-отстраненный, натуралистический. Что, несколько парадоксально, лишает происходящее какой-либо достоверности, хотя ее и усердно предполагают добротные материальные художественно-постановочные детали картины.

Сельскую учительницу (Дарья Мельник), самозабвенно читающую и комментирующую великовозрастным балбесам "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова, шокирует демонстративное поведение одного из учеников, граничащее с эксгибиционизмом. Шок приводит к экзистенциальному кризису, кризис — ведет в сельмаг за водкой, водка — подталкивает к ночным гуляниям по пересеченной сельской местности, погруженной в порок.

Бросая учительницу во все тяжкие, Максим Наконечный предлагает параллель между ее приключениями и "литературным" шабашем Маргариты. Впрочем, не развивает метафору, концентрируя внимание на малопривлекательных деталях, которые, в итоге, заслоняют и саму страдающую героиню.

Еще в сборник "Украинская новая волна" вошли самобытный музыкальный анимационный фильм "Элювиум — Регенеративное существо" Стаса Сантимова, короткий анекдот об эксперименте с электричеством "Электроман" Никиты Скоморохова (он уже два с лишним года путешествует по украинским фестивалям), а также ленты "Цапля" Марии Пономаревой и "Дина" Мирославы Клочко.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram