НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Возвращение Сенцова, скандалы в Госкино и победы на фестивалях: 2019 год в киноиндустрии

Каждый год для украинской киноиндустрии становится продуктивным в плане количества выпускаемых фильмов, их качества и появления новых имен в отрасли. Тем не менее, 2019 год запомнился не только победами, а и спорными вопросами
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Каждый год для украинской киноиндустрии становится продуктивным в плане количества выпускаемых фильмов, их качества и появления новых имен в отрасли. Тем не менее, 2019 год запомнился не только победами, а и спорными вопросами. О достижениях и скандалах, которые произошли за это время, рассказала исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух. 

Победы и достижения украинских фильмов

Мы продолжаем уверенно заявлять о себе на международной киноарене. В этом году наши фильмы побывали на крупнейших фестивалях класса А.

В каннской программе "Особый взгляд" состоялась мировая премьера дебютного полнометражного фильма Наримана Алиева "Домой", которая после показа вызвала овации, длящиеся около четырех минут, и восторженный отзыв директора фестиваля Тьерри Фремо об игре Ахтема Сеитаблаева.

Новый фильм Валентина Васяновича "Атлантида" не просто попал в программу "Горизонты" Венецианского кинофестиваля, но и одержал там победу.

Валентин Васянович, режиссер "Антландиды", с наградой Веницианского кинофестиваля (программа "Горизонты"). Фото La Biennale di Venezia

А дебют Антонио Лукича "Мои мысли тихие" наградили спецпризом жюри Международного кинофестиваля в Карловых Варах.

Сейчас уже известен шорт-лист на премию "Оскар" в нескольких номинациях, и примечательно, что отчасти там представлена и Украина.

Копродукционный фильм "Раскрашенная птица", производством которого занимались Чехия, Словакия и Украина (при поддержке Госкино), претендует на номинацию премии "Оскар" в категории "Лучший международный фильм".

Короткометражный фильм "Анна" попал в шорт-лист премии BAFTA в категории "Лучший британский короткометражный фильм". Это совместная работа Украины, Израиля и Великобритании.

Другой копродукционный фильм "Цена правды" Агнешки Холланд в феврале боролся за главный приз Берлинского кинофестиваля и собирал очереди из зрителей перед показами.

А документальный фильм Ирины Цилык "Земля голубая, как апельсин" попал в конкурс кинофестиваля независимого кино "Санденс".

Скандалы в Госкино

Все-таки 2019 год в украинской киноиндустрии запомнится, прежде всего, тем, что происходило в Госкино и около него. Первым резонансным делом стал 11-й Питчинг. Он проводился впервые по новому закону "О государственной поддержке кинематографии в Украине", когда решения утверждались Советом по вопросам кинематографии на основе экспертных оценок.

Спустя месяц после проведения питчинга министр молодежи, культуры и спорта Украины Владимир Бородянский, а также глава комитета Верховной Рады Украины по гуманитарной и информационной политике Александр Ткаченко заявили о необходимости пересмотреть результаты отбора. Это указание выполнили, и в итоге ряд проектов, набравших высокие баллы, "выбросили" за борт. К тому же, эта ситуация значительно повлияла на имидж нашей страны в мире

Еще большим потрясение для индустрии стало решение Филиппа Ильенко покинуть пост главы Государственного агентства Украины по вопросам кино. После этого Кабмин уволил двух заместителей Ильенко – Сергея Неретина и Сергея Недзельского.

Вскоре объявили конкурс на замещение должности главы Госкино, итоги которого весьма сплотили наше киносообщество. К сожалению, причиной этому послужила неприятная новость. Единственной кандидаткой, которая дошла до этапа собеседования, стала генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич. Несмотря на ее профессиональные достижения, вклад в развитие украинского кино и его узнаваемость в мире, эксперты посчитали, что она недостаточно компетентна. Причем двое из них попросту ставили нули при оценивании. 

Акция кинематографистов в поддержку Юлии Синькевич. Facebook

Возвращение Олега Сенцова

Все пять лет незаконного заключения режиссера Олега Сенцова в российской тюрьме мы не переставали надеяться. И наконец-то 7 сентября состоялся обмен пленными. Вместе с еще 34 украинцами Олег Сенцов вернулся домой. Этот день однозначно станет памятным не только для украинской киноиндустрии, но и для всей страны.

А мы уже ждем фильм "Номера", основанный на одноименной пьесе Олега Сенцова. Над картиной бывший политзаключенный режиссер работал вместе с Ахтемом Сеитаблаевым, который руководил процессом непосредственно на съемочной площадке, прислушиваясь к рекомендациям находящегося в заключении Сенцова.

Режиссеру Олегу Сенцову премию Сахарова "За свободу мысли" вручает президент Европарламента Давид Сассоли. Страсбурге, 2019 Фото: Радио свобода

Создание онлайн-платформы DzygaMDB

В октябре Украинская киноакадемия презентовала долгожданный проект, аналогов которого в Украине не было. Онлайн-платформа DzygaMDB объединила в себе базу аудиовизуального сектора страны с момента обретения независимости и до сегодняшнего дня. Нашей индустрии действительно не хватало базы, где была бы собрана вся информация кинематографического сектора: с перечнем и описаниями фильмов, сериалов, их создателей и разработчиков, данные о рынке проката, продакшены.

Сейчас в базе уже есть около двух тысяч фильмов и она продолжает расти. Пользователи уже сами добавляют контент, предлагают новости к публикациям. Кстати, украинские кинодеятели очень активно создают свои профайлы на платформе — они уже есть у Ирмы Витовской, Ахтема Сеитаблаева, Янины Соколовой и многих других.

Виктория Тигипко и Анна Мачух презентуют онлайн-платформу DzygaMDB. Фото предоставлено Украинской киноакадемией

Закон о кэш-рибейтах

Еще одним важным событием в мире нашего кино стал закон о кеш-рибейтах. В октябре президент Владимир Зеленский подписал закон "О внесении изменений в закон "О государственной поддержке кинематографии в Украине" касательно предоставления государственной субсидии для возврата части квалифицированных расходов, осуществленных иностранным субъектом кинематографии при производстве (создании) фильма в Украине". Попросту говоря, этот закон будет способствовать привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры кинопроизводства и популяризации Украины на международном кинорынке. 

В частности, документ предусматривает государственную субсидию для возвращения иностранным продакшенам 25% расходов на съемку фильмов на территории Украины. Кроме того, иностранные кинопроизводители могут получить возврат еще 5% расходов в случае, если они используют для создания картин произведения украинских авторов или сюжет об Украине, в частности тему вооруженной агрессии против нашей страны.

Присоединение Украины к фонду "Евримаж"

Мы долго ждали этого момента и 19 декабря он наступил — Верховная Рада приняла Закон "О присоединение Украины к Европейскому фонду поддержки совместного производства и распространения художественных кинематографических и аудиовизуальных произведений (EURIMAGES)". Это организация, которая способствует продвижению независимого кинопроизводства, предоставляя финансовую поддержку копродукционным фильмам.

Процесс присоединения к фонду продолжался 20 лет и много людей приложили свои усилия к тому, чтобы это состоялась. В том числе активную поддержку оказывала Украинская киноакадемия и Одесский международный кинофестиваль. Впервые о необходимости такого шага начали говорить еще в 2000 году, но правительство не поддерживало идею. Тем не менее в истории украинского кино все же есть фильмы, профинансированные "Евримаж". Это "Донбасс" Сергея Лозницы и "Горная женщина: на войне" Бенедикта Эрлингссона. Но это произошло потому что сопродюсорами этих проектов были страны-члены кинофонда.

Кадр из фильма "Горная женщина: на войне"

Теперь же Украина получит возможность для украинского кино интегрироваться в европейский рынок, подаваться на финансирование и получать преимущества копродукции со странами Европы.