НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,29

45,10

Как бизнесу найти новые возможности во время войны. 5 ключевых рекомендаций

Любая критическая ситуация заставляет предпринимателя пересмотреть стратегию компании, по-новому взглянуть на бизнес и искать новые пути для развития, которые на первый взгляд не очевидны. 24 февраля в Украине началась война. Помимо бесчисленных человеческих жертв война несет за собой и огромные экономические потери.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Из-за российской агрессии больше половины предприятий прекратили свою работу. Такую статистику приводит Advanter Group по состоянию на 11-13 марта 2022 года. 

Для стабильности экономики в критической ситуации крайне важно по возможности продолжать свою работу и обязательно платить налоги. О том, как удержать свой бизнес на плаву и при этом помочь своей стране, рассказала Любовь Мочалова, СЕО "Европейской ассоциации программной инженерии" EASE. 

1. Обеспечить выживание себе и ключевым людям

В момент страха за свою жизнь вполне нормально абсолютно не думать о каких-либо потребностях, кроме самых базовых. Когда ты один, тебе проще и легче, но если от тебя зависит семья или бизнес-команда, тебе необходимо как можно скорее выйти из ступора и начать активно действовать. Если ты топ-менеджер или собственник бизнеса, у тебя вообще нет времени на раскачку. 

Первое, что необходимо сделать, — обеспечить себе и своим командам с их семьями безопасные места, где люди смогут начать адекватно функционировать, и продолжить существование проекта. 

Кроме релокейта сотрудников необходимо понять, нужен ли вам релокейт вашего бизнеса. 48% предпринимателей не видят в этом никакого смысла, в то время как 2% таки сумели это сделать. Проанализируйте все аспекты, главное — никаких промедлений, никаких "это скоро закончится". Каждый день бездействия — это шаг, приближающий ваш проект к гибели.

2. Понять, нужен ли ваш продукт в новой реальности

Очевидно, что во время войны каждый старается удовлетворить базовые потребности, а бизнесы стараются экономить. Если до войны ваш бизнес был связан с производством или доставкой предметов первой необходимости, то, скорее всего, во время войны вы еще и заработаете. Всем остальным придется переформатироваться. Проанализируйте свой бизнес: чем вы можете быть полезны во время военных действий? Чем раньше вы это сделаете, обсудите новый формат с командой, приступите к работе, тем лучше для вашей компании. 

Мы в Ассоциации очень быстро осознали, что та польза, которую мы предоставляли IT-компаниям в мирное время, сейчас не нужна. Мы начали искать формат, который необходим людям прямо сейчас: поиск жилья, помощь с релокейтом по Украине и за границу, финансовые операции и обмен валют, психологическая помощь командам, обмен ресурсами и свободными кадрами внутри сообщества, привлечение новых клиентов. 

Наши резиденты очень тепло отреагировали на то, что мы не спрятались, не испугались, а наоборот, решили менять формат и продолжать работать дальше. Мы продолжили коммуницировать с резидентами и создавать для них продукт, который имеет спрос во время войны. Уже скоро выкатим на рынок несколько профессиональных проектов, которые сильно помогут функционировать украинской IT-индустрии, и не только. Рождение этих продуктов, возможно, могло наступить и раньше, но в сытые времена редко хочется что-то менять.

3. Наделите сотрудников новыми обязанностями

Во время войны и удаленной работы многие профессии теряют свою актуальность. Так случилось, что перед войной нас уже многому научила пандемия коронавируса, и часть каких-то процессов уже были переведены в другой формат работы. 

Но если вам повезло и вас это не зацепило, сейчас нужно думать и действовать исходят из новых условий. Так, например, если маркетологу урезали бюджет, то это не значит, что он может просто сидеть и не работать. Он может создавать исходящий поток, только уже бесплатный: формировать ключевые месседжи и распространять их на всех возможных площадках. Офис-менеджер может помогать людям с поиском жилья и оформлением документов, а пиарщик  искать для команды бесплатного психолога, к примеру.

Важно, чтобы руководитель знал своих людей и их возможности. Кроме того, нужно постоянно коммуницировать с командой: объяснить ситуацию, предложить сменить функционал. Хороший руководитель вряд ли хочет сокращать свою команду. Я уверена, что большинство людей в команде примут новые условия работы, ведь зарплату мы получаем за выполнение задач, а не за факт существования. Главное — честно говорить обо всех изменениях со своими коллегами, успокоить их, если это требуется. Если они заряжены и готовы работать, поверьте, они сами предложат множество идей, как заработать проекту в новых условиях. 

4. Умножить то, что вы умеете лучше всего

К сожалению, времени на освоение новых навыков в военное время нет. Как и нет средств на дорогостоящее обучение. Так что нужно исходить из тех умений, которые у вас уже есть: вы можете бесплатно и быстро перестроить то, что уже знаете, и подогнать под военное время. В Ассоциации такое направление — пиар. 

Кажется, что в такой критической ситуации пиар никому не нужен, но, посмотрев на вещи под новым углом, мы видим в этом направлении много возможностей для развития. 

Мы с первых дней начали общаться с резидентами и стараться закрывать их боли. Когда большинство компаний закрыли вопросы с релокейтом команд в безопасные места, остро встал вопрос: "А что делать дальше? Как привлекать клиентов?". Так мы придумали снимать для них англоязычные видео и распространять своим иностранным партнерам. Кроме того, на одном из созвонов мы выяснили, что бизнес-партнерам из Америки и Европы важно получать правдивую и своевременную информацию о ситуации в Украине. А телеграм-каналам или СМИ они не совсем доверяют. Так твиттер EASE стал рупором бизнес- и IT-новостей в мировом сообществе.

5. Составьте финансовый план с разными вариантами

Важно, как уже ранее говорилось, тщательно проанализировать текущую ситуацию в вашем бизнесе. Если вы грамотно выстроите свой финансовый план, то во время войны вы сможете не только дать своему бизнесу выжить, но еще и заработать. Да, о дальновидных планах речь не идет, во время агрессии РФ на Украину планирование — максимум неделя. Однако должно быть понимание, откуда брать деньги на базовые потребности проекта на ближайшие три месяца. Есть три варианта:

План А: если все затянется и мир уже никогда не будет прежним. 

План Б: если все скоро закончится и вернется на круги своя. 

План С: если не сработает ничего из вышеперечисленного. 

Первое, что нужно проверить, есть ли у вас финансовая подушка на всех имеющихся счетах компании, и распределить ее на ближайшее время по ключевым выплатам. Это снимет с вас головную боль на некоторое время. Дальше, как бы ни было тяжело, оценить функционал имеющегося персонала: сократить временно или навсегда тех, кто сейчас не может быть полезен. Переговорить с подрядчиками, арендодателями и т.д., чтобы остановить заказ любых услуг, которые на данный момент не жизненно необходимы. Так мы остановим выплаты за них и сбережем свои средства. Те выплаты, которые отменить невозможно, необходимо отстрочить и максимально разбить. Дальше необходимо определить услуги, которые готовы предоставить вашему бизнесу на волонтерских началах. Благо, что сейчас нам готовы помогать не только на родине, но и за границей. 

Почему важно такое планирование?

По оценке прямых потерь бизнеса, с 24 февраля 29% предприятий уже потеряли до $50 тысяч. Чтобы не допустить больших потерь, нужно постоянно держать руку на пульсе. 

Да, мы все понимаем, какое трудное время сейчас. Да, нам нужно быть готовыми ко всем поворотам событий. Но в то же время мы должны быть собранными и включиться в работу, чтобы всеми силами помочь как нашим клиентам, так и нашей стране. Каждый из нас сейчас должен быть полезен там, где он максимально эффективен. На плечах украинского бизнеса сейчас лежит очень ответственная роль: не только выжить, но и продолжить процветать и преуспевать.