НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

Инноватор из Бедевли: как построить мебельный бизнес с марсианским потенциалом

Иосиф Павлик, директор мебельной компании Pavlyk
Иосиф Павлик, директор мебельной компании Pavlyk
Иосиф Павлик — производитель мебели из маленькой деревни на границы с Румынией, внедривший на своей фабрике Lean, планирует стать импульсом к созданию мебельного кластера на Закарпатье, покорить весь мир и даже поставить первый стул на Марсе
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

История Иосифа Павлика, производителя столов, стульев и кухонных уголков из села Бедевля Тячевского района Закарпатской области, — это история-подтверждение того, что талант, подкрепленный большим желанием и трудолюбием способен превосходить как собственные ожидания, так и скепсис циников.

Что даже не имея многого из того, что часто приобретается в результате переезда в столицу (опыта работы в системных компаниях, доступа к инвестициям, бизнес-образования, связей), можно быть подрывником устоев и ответственно развивать свой бизнес в соответствии с ведущими мировыми практиками.

Что искренность, непоседливость, неравнодушие и отчаянное желание расти становится дорогой к продукту и организации бизнеса, которую стремятся перенять многие коллеги по индустрии.

А открытость и готовность делиться — возвращается еще большим количеством благ и возможностей для бизнеса.

И, пожалуй, еще это рассказ о том, что предпринимателями все-таки рождаются.

Eще будучи подростком нынешний владелец и генеральный директор мебельной компании Pavlyk Иосиф Павлик, имел бизнес с маржинальностью, которая сегодня кажется фантастической. Торговля Snickers в школе давала 9-летнему предпринимателю прибыль в $25-30 в месяц и возможность удовлетворять свои подростковые желания и мечты без помощи родителей.

В 10 лет Йосиф начал второй бизнес: взял в долг у старшего брата $200 за которые купил картриджи для приставок Dandy и начал сдавать их в прокат в школе. За восемь месяцев подросток заработал $760. И на этот раз заработок финансировал всю семью, которая в те времена переживала не самые легкие времена.

Одновременно, по вечерам,  школьник активно осваивал работу деревообрабатывающих станков.  А с 12 лет взялся за изготовление кранов и подсвечников, которые реализовывал не только знакомым и соседям, но и через торговлю на местном рынке. Этот бизнес приносил доход в $300-400 в месяц, но школа и активные занятие греко-римской борьбой в какой-то момент поставили предпринимательство на паузу.  

После окончания школы Иосиф поступил на юрфак Волынского госуниверситета, бакалавром которого и стал. Обучившись на адвоката, Иосиф между юриспруденцией и собственным столярным делом выбрал второе. Потому, что чувствовал, что это честнее, ближе к природе, родной земле, экологичнее и более высоко потенциально.

Все начиналось с мастерской во дворе дома и изготовления столов и стульев. Работал Йосиф так, что порой и спать оставался здесь же, в цеху. Ибо делать пару десятков шагов не было сил. И бизнес отвечал взаимностью и по чуть-чуть набирал обороты.

Даже деньги, подаренные на свадьбу, Йосиф с женой Татьяной инвестировали в бизнес. Но тогда переходу на новый виток развития помешал пожар в мастерской семейного предприятия.

Восстановить дело, в котором на тот момент, кроме Иосифа и Татьяны, работал уже и брат Йосифа Богдан, помог своими вложениями отец.

С момента реновации сгоревшего помещения и восстановления небольшого семейного производства до приобретения фермы, которая сегодня стала фабрикой PAVLYK, прошло 3 года.  

Несмотря на то что Бедевля — небольшой населенный пункт на 4 000 человек, земля и недвижимость здесь никогда не были копеечными. Так, до кризиса 2008 года за ферму, которая уже мало напоминала пригодное к эксплуатации помещение, Йосиф заплатил $30 000. Безусловно, часть денег была взята в кредит, который  Йосиф погасил за полгода.

Перфекционист Павлик всегда стремился производить продукт очень высокого качества. И это высоко ценилось клиентами. Но у популярности есть обратная сторона, если процессы не выстроены надлежащим образом. К 2013 году Йосиф пришел к такому "балансу" спроса и предложения, что в офис стал приходить исключительно с черного входа. Чтобы не столкнуться с гневом представителя клиента, который вынужден простаивать, не имея возможности вовремя забрать товар.

Несбалансированное производство тянуло за собой постоянный рост запасов сырья и необходимость расширять площадь под них. Что оборачивалось неконтролируемым расходам. Частым явлением были рекламации. И весь этот стресс усиливался текучестью кадров, которые тоже не выдерживали ритм и напряжение.

Тогда компания производила до 2 000 единиц продукции в месяц.

"Я потерял год", — говорит о периоде между "было" и "стало" Павлик. Стресс привел к тому, что Йосиф перестал спать. Практически полностью ибо 3 часа в сутки — не в счет. Затем расстроился обмен веществ, упало зрение.

12 месяцев предприниматель и в столице, и за пределами Родины искал возможности вырваться из этого замкнутого круга болезней. На плаву бизнес удержали жена Татьяна и брат Богдан.

И ему это удалось с помощью книги Майи Гогулан "Попрощайтесь с болезнями", рекомендации которой наш герой полностью реализовал и продолжает реализовывать в своей жизни.

Трансформации образа жизни повели за собой трансформацию подхода к функционированию бизнеса.

Возврат к управлению бизнесом сопровождался тремя последовательно прочитанными книгами: "Цель. Процесс непрерывного совершенствования", "Генри  Форд. Моя жизнь и работа", "Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний".

И выходом просто за рамки закупок сырья работы с поставщиком фабрики Pavlyk из Ровно — компании Eskada-M и ее совладельцами братьями Патисами.

Благодаря визиту с обменом опыта к ним на производство шпонированных плит, экскурсии, Йосиф узнал о компании Smart People и поехал с братом с ними на обучение LEAN, которое проходило на базе успешно внедрившей бережливое производство украино-польской компании Modern-Expo в Луцке.

Полученные знания и собственными глазами увиденный и реализованный Lean не оставили фабрике в Бедевле шансов: едва вернувшись на родину из Луцка, Йосиф с командой тут же провел первое обучение руководителей понятию 8 потерь. И был весьма убедителен, потому что круг союзников внутри организации зажечь идеей ему удалось.

Начался процесс с картирования (способ выявления и устранения потерь в цепочке поставок — в рамках которого очевидными стали потери в транспортировке деталей и лишних движений на производстве — Ред).  

После этого были выявлены излишние промежуточные запасы, созданы канбан-доски, на которых отображаются этапы производственного процесса: "ожидание", "работа в процессе" и "завершенная работа". Сотрудники перемещают заметки в ту секцию доски, которая соответствует статусу задачи.

Ответственность за трансформации и инструменты взаимодействия в команде были согласованы и за ними последовало внедрение 5S на местах — системы организации и рационализации рабочего места ("сортировка" (нужное-ненужное), "соблюдение порядка" (всему своё место), "содержание в чистоте" (уборка), "стандартизация" (поддержание порядка), "совершенствование (буквальный перевод — воспитание)" (формирование привычки).

Если до внедрения Lean склад комплектующих будущей мебели был больше похож на бермудский треугольник, то теперь хаотике размещения подднов на смену пришел созданный по системе канбан супермаркет. Порядок и в зоне хранения заготовки, и в зоне хранения незавершенной продукции привел к резкому сокращению занимаемой ими площади. Тем более что все это было закреплено планированием по бланкам — дата отгрузки теперь стала предсказуема и нерушима.

Процесс обучения бережливому производству стал неотъемлемой частью работы и постоянным  процессом не только для сотрудников фабрики Pavlyk, но и многочисленных "бизнес-паломников", стремящихся перенять японский подход к производственному процессу и убедиться, что это реально здесь, в Украине, а не где-то далеко, где культура и воспитания благоволят. И Иосиф открыт к передаче опыта коллегам и делает это очень честно и в полной мере.

Цифрами, которых удалось достичь с внедрением LEAN команде Pavlyk, сложно не мотивироваться:

  • 30% роста эффективности
  • 40% роста качества
  • 20% экономии электроэнергии
  • 60% снижение текучести кадров
  • 70% своевременность выполнения заказов
  • Сбалансированный график нагрузки на производстве
  • Сокращение расходов на логистику и транспортировку
  • Сокращение рабочей недели с 6 до 5-дневной при сохранении уровня зарплат сотрудников.

Системная прогнозируемая комфортная  работа и достойная оплата труда привели к тому, что даже будучи расположенном вблизи границ многих стран-соседей, предприятие не испытывает острой проблемы оттока персонала.

Сегодня фабрика организована и выглядит так, как едва ли можно ожидать увидеть предприятие в маленьком населенном пункте на границе Украины с Румынией. Те, кто видел ведущие мировые производства изнутри, способен по-настоящему оценить порядок, чистоту, системность, эко-ответственность и подход в целом. Говорят, что точку зрения определяет "место сидения". Точно не в данном случае! Данный пример — о больших целях и абсолютной реалистичности их реализации, если они действительно твои.

Сегодня предприятие производит 4 000 единицы продукции за месяц. За год продается в 200 торговых точках по всей Украине и экспортируется в 4 страны. В плане до конца года выйти на показатель 5 600 единиц в месяц.

Цели на следующие 5 лет связаны с наращиванием экспорта и выходом в национальную цивилизованную розницу. В сторону каждой из целей уже есть первые небезуспешные шаги. В данном аспекте большое содействие оказывают партнеры Йосифа из Eskada-M и  украинская ассоциации мебельщиков.

В 2016 году Йосиф прошел несколько модулей обучения в КМБШ, одним из которых была школа кластеров. И теперь цель, которую преследует предприниматель, — создать закарпатский кластер производителей мебели, продукция которого будет представлена по всему миру (в 140 странах минимум плюс Марс).

На вопрос "А если все будет так, как вы планируете и нужно будет строить производства в новых географиях и, возможно, менять место жительства?", патриот Павлик однозначно нацелен обеспечивать спрос к которому стремится.

35-летний четырежды отец мечтает сохранить лес и дать развитие краю.  

Ведь если верно использовать лес, извлекать из дерева больше ценности, то появится возможность инвестировать в лес больше, сертифицировать их по Forest Stewardship Council®, а также создать рабочие места, вернуть и оставить дома заробитчан.

На вопрос что его сделало таким предприимчивым и неугомонным, Йосиф отвечает: "Любовь к сложностям и приключениям".

И всем, помимо вышеупомянутых книг, рекомендует мечтать, верить в мечту, пахать на ее благо, не бояться ошибок, искать союзников и партнеров, уважать людей, а также заниматься спортом.