- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
К чему приведет монополизация почтового рынка государством
Изменения в профильный закон "О почтовой связи" вызвали настоящий скандал на рынке. Операторы почтовой логистики и экспресс-доставки, а также подписные агентства обвиняют "Укрпочту" в попытке монополизировать рынок и уничтожить мелких игроков. Гендиректор госпредприятия Оксана Плотникова не осталась в долгу. По ее словам, частники конкурируют нечестно, демпингуя и отбирая самые рентабельные услуги: доставку счетов, корпоративной корреспонденции и периодики в крупных городах, пишет "Инвестгазета".
Cуть конфликта
По оценке Украинской ассоциации директ-маркетинга, доля крупнейшего игрока за последние несколько лет снизилась с 80% рынка почтовых отправлений до 40-45%. При этом в абсолютных цифрах ничего не изменилось — "Укрпочта" по-прежнему доставляет такое же количество почты. Но рынок вырос за счет увеличения доли посылок и корреспонденции, доставку которых берут на себя частные компании.
Госпредприятие оказалось в патовой ситуации. Тарифы на так называемые универсальные услуги — в основном доставку периодики и писем — регламентированы законодательно. Например, доставка одного конверта со счетом за коммунальные услуги или связь у "Укрпочты" стоит 2,5 грн. независимо от того, куда он направляется — в отдаленное село, доставка в которое обходится дороже тарифа, или в пределах областного города, где себестоимость доставки может быть меньше гривны. Пока "Укрпочта" доставляла корреспонденцию и в города, и в села, убытки от обслуживания жителей последних перекрывались прибылью, получаемой в мегаполисах. Но конкуренты не дремали: предлагая низкие тарифы на доставку обычной корреспонденции в городах, частные операторы практически вытеснили из них "Укрпочту", оставив ей традиционно дотируемые населенные пункты.
Повышать тарифы на универсальные услуги никто не собирается. Но и мириться с тем, что наиболее привлекательные участки оказались потерянными, госкомпания не намерена. Решение, по мнению Плотниковой, — в установлении монополии на простые письма, доставку периодики и создании реестра почтовых операторов. Присутствующие в нем компании смогут доставлять почтовые отправления. Все остальные — нет.
Всех посчитать
Основное, что беспокоит "Укрпочту", — отсутствие прописанных определений того, что является почтовой услугой и, соответственно, какая компания является почтовым оператором. "Что относить к почтовым отправлениям? Доставка микроволновки туда входит? В большинстве стран-членов Всемирного почтового союза принято относить к почтовым отправлениям те, которые поручаются почтовому оператору для пересылки и доставки адресату и весят до 30 кг", — приводит пример Оксана Плотникова.
Определение почтовой услуги нужно не просто так. В скандальном законопроекте Министерство инфраструктуры предлагает создать реестр операторов рынка почтовой логистики и прописать критерии, по которым будет определяться, попадает ли компания в список. Также предусмотрена система штрафов.
Игроки рынка вполне обоснованно опасаются, что если появится регулятор, он будет выполнять функции карательного органа. Генеральный директор госпредприятия настаивает, что контролирующий орган необходим для того, чтобы следить за должным уровнем услуг — по словам Плотниковой, "это мировая практика". Участники рынка парируют это утверждение — по мнению Вячеслава Климова, совладельца "Новой Почты", люди идут к тем компаниям, чье качество услуг их устраивает.
Впрочем, его бизнес — как и других компаний, специализирующихся на экспресс-доставке грузов, в случае принятия законопроекта пострадает в меньшей степени. Основные неприятности ждут тех, кто доставляет корреспонденцию и газеты с журналами.
Легкая добыча
В законопроекте Мининфраструктуры прописано, что национальный оператор будет иметь исключительное право на доставку корреспонденции весом до 50 граммов. В эту категорию попадают не только простые письма, но и счета, документы и корпоративная переписка. По словам Александра Чумака, главы набсовета компании "Укркурьер", этот сегмент рынка можно попробовать оценить разве что в штуках — в год по Украине доставляют примерно 700 млн. ед. письменной корреспонденции.
Но точных данных о количестве таких отправлений нет ни у кого. "Укрпочта" доставляет 440 млн. писем разных типов. Если считать их по универсальному тарифу в 2,5 грн., то выходит, что оборот компании в этом сегменте составляет примерно 1,1 млрд. грн. Александр Чумак оценивает долю госкомпании в данном сегменте примерно в 60%. Если принять за факт, что остальные игроки доставляют около 260 млн. писем по 1-1,2 грн., то на долю всех частных компаний приходится от 260 до 312 млн. грн. Таким образом, объем всего сегмента составляет 1,4-1,5 млрд. грн. в год. Более точный подсчет невозможен, поскольку нет данных о типах писем, равно как и ценах каждой отдельной компании. Основные конкуренты "Укрпочты" в этом сегменте — компании "Укркурьер", "Метродом" и "Блиц-Принт", активно критикуют инициативу госпредприятия и Минифраструктуры. По словам участников рынка, монополизация этого сегмента приведет к тому, что частные компании обанкротятся, уволив 10-15 тыс. человек. У заказчиков просто не останется выбора — чтобы сэкономить, им придется переходить на электронные счета.
Печатная версия
Нерадужные перспективы и у подписных агентств. Последние несколько лет рынок периодики не растет. Тут повышение тарифов не устраивает в первую очередь издательства — многие газеты и журналы закроются или перейдут в электронную версию. А в случае введения монополии будут вынуждены уйти с рынка подписные агентства — "Блиц-Пресса", "Саммит", "Идея" и другие.
Правда, в оценке рынка подписки частники кардинально расходятся с "Укрпочтой". К примеру, директор агентства подписки и доставки "Блиц-Пресса" Павел Серебряков в разговоре с "Инвестгазетой" оценил объем всего сегмента услуг по доставке периодики в 200-250 млн. грн. в год. Оксана Полякова в интервью назвала другую цифру — 276 млн. грн., полученные госпредприятием за доставку 1 млрд. экземпляров газет и журналов в прошлом году. Игроки рынка оценивают долю "Укрпочты" примерно в 40-50% в деньгах, соответственно годовой оборот всего сегмента составляет около 500-600 млн. Следовательно, в случае введения монополии выручка госпредприятия увеличится более чем на 200 млн. грн.
"Мы убеждены, что конкурентная среда на рынке почтово-логистических услуг выгодна и государству, и клиентам, и получателям отправлений. Любое регулирование посредством лицензирования, квалификационных требований, регулируемых тарифов, территориальных ограничений и пр. приведет только к коррупции и ограничению конкуренции", — озвучил официальную позицию Украинской ассоциации директ-маркетинга Валентин Калашник.
В случае принятия закона частные компании намерены подавать на "Укрпочту" в суд и инициировать расследование Антимонопольного комитета. Впрочем, АМК свою позицию уже озвучил — по словам Антона Балабы, присутствовавшего на обсуждении законопроекта, в нынешнем виде документ комитетом не будет согласован, поскольку нарушает принципы свободной конкуренции.
Впрочем, практика принятия законов последние пару лет показывает, что "государственные интересы" перевешивают любые возражения юристов. В данном случае интерес более чем оправдан: в случае принятия законопроекта годовая выручка "Укрпочты" вырастет на 400-500 млн. грн. Для госпредприятия, работающего с прибылью в 1% (3881 млн. грн. доходов против 3841 млн. расходов в 2012 году), лишние полмиллиарда — более чем весомый аргумент, чтобы не обращать внимания ни на позицию конкурентов, ни на возражения АМК.