Как Украина будет внедрять директиву ЕС по производству энергии из возобновляемых источников

Правительство решило имплементировать Директиву ЕС о поощрении к использованию энергии, произведенной из возобновляемых источников. Что это принесет Украине рассуждают юристы CMS Cameron McKenna Виталий Радченко и Инна Антипова

Кабмин Постановлением от 3 сентября 2014 года № 791-р (далее — "Постановление") утвердил план мер по имплементации Директивы Европейского Парламента и Совета 2009/28/ЕС (далее — "Директива"). Само Постановление представляет собой небольшой по объему документ, который содержит перечень мер по имплементации Директивы и конкретные сроки их выполнения.

ЕС прилагает огромные усилия к тому, чтобы по возможности заменить традиционные источники энергии возобновляемыми. И Директива является одним из инструментов такого замещения. В частности она устанавливает в качестве обязательных показателей 10% использования возобновляемой энергии на транспорте и 20% возобновляемой энергии в структуре общего потребления энергии к 2020 году. И если до принятия Директивы страны ЕС на свое усмотрение принимали меры по стимулированию использования биотоплива и возобновляемых источников энергии, то уже после ее принятия такие меры являются обязательными для всех членов ЕС.

Директива предполагает использование ряда конкретных механизмов. Например, в Директиве решена проблема перераспределения посевных площадей под топливные культуры в ущерб продовольственным. Так Директива вводит понятие "критериев устойчивости" — списка экологических, социальных и других параметров, которым должен соответствовать процесс производства биотоплива. Другими словами господдержку получает только потребление "устойчивого" топлива. И каждый из производителей биотоплива (в том числе и из третьих стран) обязан предоставить сертификат о соответствии "критериям устойчивости". Только в этом случае производитель сможет выйти на рынок Евросоюза. Помимо этого Директива содержит и ряд других механизмов достижения поставленных целей.

Например, упрощение доступа электростанций на возобновляемых источниках к сетям, управление и планирование получения энергии из возобновляемых источников, обучение персонала компаний, которые занимаются монтажом энергетического оборудования, и т.д.
Почему же Украина озаботилась имплементацией этой Директивы? Во-первых, Украина обязалась имплементировать директиву 2009/28/ЕС еще в 2011 году в рамках вступления в Европейского энергетическое сообщество. Во-вторых, в долгосрочной перспективе увеличение доли возобновляемых источников в энергобалансе страны поможет существенно снизить зависимость от российского газа. Например по оценкам Министра аграрной политики и продовольствия в ближайшие пять лет Украина получит от своих сельхозпроизводителей до 10 млрд кубометров газа, полученного из биосырья. А для таких амбициозных планов стране нужна соответствующая нормативно-правовая база.

Однако проблемой Постановления на наш взгляд является то, что документ Кабмина в основном направлен на выполнение обязательств Украины касательно отчетности перед Секретариатом Энергетического сообщества. Так из 17 пунктов Постановления лишь 5 касаются непосредственно разработки нормативно-правовых документов (напр. рекомендаций по объединению высокотехнологичного оборудования, порядка квалификации специалистов, методики расчета сокращений выбросов, списка техтребований и критериев устойчивости и т.д.). Остальные 12 мер носят весьма общий характер (например — устанавливают сроки для предоставления информации в Госэнергоэффективности или опубликования информации на сайте). Не умаляя значения таких информационных мер, все-таки считаем, что основные усилия правительства должны быть направлены на разработку конкретных механизмов поддержки возобновляемых источников энергии и производства биотоплива.

При этом для многих мер по имплементации Директивы (включая например такие как разработка критериев устойчивости или подготовка проекта порядка квалификации специалистов) Кабмином установлены достаточно сжатые сроки выполнения — до 30 декабря 2014 года. А ведь для подготовки таких документов госорганам необходимо еще провести консультации с представителями соответствующих отраслей, согласовать позиции государства и инвесторов и провести ряд исследований.

Все это дает основания предполагать, что большая часть мер, указанных в Постановлении не будет выполнена в срок. К сожалению, практика неисполнения подобных распоряжений Кабмина в Украине распространена. Примерами может служить План мероприятий по исполнению обязательств в рамках Договора про основание Энергетического Сообщества (принят в 2011 году, выполнен частично, ряд важнейших нормативно-правовых актов так и не был разработан) или План мероприятий по имплементации Директивы 2001/77/ЕC касательно внедрения на внутреннем рынке электроэнергии из возобновляемых источников энергии и Директивы 2003/30/ЕС касательно использования биотоплива или других видов топлива из возобновляемых источников энергии для транспорта (принят в 2013 году, большая часть мер была рассчитана на 2013 год, но план так и не был до конца осуществлен).