Какая реформа необходима ТЭК

Приватизация тепловой энергетики в Украине должна рассматриваться исключительно в связке с планами по развитию угольной отрасли страны
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На прошлой неделе Фонд госимущества рапортовал о зачислении на свой счет государственных пакетов акций трех энергокомпаний: 50% акций "Закарпатьеоблэнерго", 45,1% акций "Западэнерго" и 25% акций "Киевэнерго". Именно эти компании, а также 21% акций "Черкассыоблэнерго", которые уже несколько лет находятся в распоряжении ФГИ, будут выставлены на продажу в августе. Согласно плану-графику ФГИ, всего в III-IV кварталах 2011 года планируется приватизировать два энергогенерирующих и девять энергоснабжающих предприятий. Среди них, помимо уже вышеназванных, 25% акций "Днепрэнерго", 26% акций "Тернопольоблэнерго", 40% акций "Донецкоблэнерго", по 45% акций "Черновцыоблэнерго" и "Крымэнерго", и по 50% акций "Винницаоблэнерго" и "Днепроблэнерго".

Рыночная стоимость

Председатель ФГИ Александр Рябченко говорит, что начальная стоимость госпакетов акций энергокомпаний будет определяться исходя из цены бумаг на фондовом рынке за последние полгода. По его оценкам, в целом от их продажи Фонд рассчитывает выручить не менее 6 млрд гривен.

Аналитик инвестиционной группы "АРТ Капитал" Станислав Зеленецкий ожидает, что цена энергетических активов будет привязана к рыночной стоимости. "За госпакеты пакеты энергогенерирующих компаний можно будет получить около $400-450 млн, за доли в распределяющих компаниях – около $250-300 млн. Всего - $650-750 млн", - считает он.

Основными претендентами на покупку считаются финансово-промышленные группы Украины: ДТЭК Рината Ахметова, "Приват" Игоря Коломойского, "Энергетический стандарт" Константина Григоришина, "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, структуры братьев-бизнесменов Суркисов, а также VS Energy Александра Бабакова, американская AES, российские "Газпром" и "Интер РАО ЕЭС".

Модернизация "советского" оборудования

Приватизация энергогенерирующих компаний даст возможность провести реконструкцию и модернизацию оборудования и более эффективно его эксплуатировать. Как известно, оборудование большинства действующих тепловых электростанций было введено в эксплуатацию еще в 60-70х годах прошлого века, поэтому, на сегодняшний день они выработали свой расчетный ресурс - наработка свыше 100 тысяч часов, а некоторые и эксплуатационный – более 200 тысяч часов. Как следствие, это привело к повышению аварийности и ухудшению надежности работы энергоблоков. Для продолжения их эксплуатации требуется проведение значительной модернизации и реконструкции, а не регламентных ремонтов.

По оценкам НАК "Энергетическая компания Украины", общий объем инвестиций в тепловую генерацию до 2019 года должен составить $18-20 млрд. Из них до 70% необходимо направить на техническую реконструкцию и новое строительство энергоблоков, свыше 25% - на экологические мероприятия, и порядка 5% - для выполнения условий интеграции Украины в Евросоюз.

Топливный фактор

Необходимость привлечения инвестиций в электроэнергетику – это лишь верхушка айсберга, подводной частью которого является топливная составляющая. Доля угля в общем объеме органического топлива в недрах Украины составляет 95%, а ее участие в ВВП страны превышает 5%. Однако, серьезнейшей проблемой отрасли является большой износ основных фондов – свыше четверти госшахт эксплуатируются более 50 лет. При этом степень износа основных фондов за время независимости Украины достигла до 70%, а в отдельных случаях и выше. Бюджетное финансирование ограничено возможностями госбюджета. В результате, сейчас на госшахтах, которых в 4 раза больше, чем частных, добывается практически одинаковый объем угля.

По словам первого замминистра энергетики и угольной промышленности Игоря Поповича, перед угольной промышленностью Украины стоит задача создать экономически эффективную, безубыточную отрасль, которая обеспечит экономику сырьем по конкурентным на мировом рынке ценам, а для этого необходимо привлекать негосударственные инвестиции в развитие отрасли. Этого можно достичь, прежде всего, с помощью приватизации, аренды или концессии предприятий отрасли. Эксперты проекта TACIS "Программа поддержки угольного сектора" подсчитали, что общие инвестиции в находящиеся сегодня в госсобственности шахты должны составить 21,5-26,4 млрд гривен, что позволит к 2020 году нарастить угледобычу до 86-102 млн т в год.

Впрочем, правительству уже сегодня следует подумать над тем, чтобы обеспечить спрос на украинский уголь. В противном случае, здравого смысла в реформе угольной промышленности нет. Прогнозировать дальнейшую судьбу приватизированных тепловых генераций необходимо исключительно в связке с планами по развитию угольной промышленности.

Управляющий партнер аудиторской компании Kreston GCG Андрей Катчик считает, что если правительству удастся обязать будущих инвесторов тепловой генерации взять на себя обязательства закупать определенные объемы отечественного угля, то это поможет разрешить целый ряд проблем отрасли. "О развитии угольной отрасли необходимо думать с привязкой к приватизационным процессам в энергетике. Гарантированный спрос на уголь со стороны ТЭС после их приватизации обеспечит угольную отрасль финансами для решения наболевших проблем", - отмечает эксперт. По мнению Катчика, в противном случае новые собственники ТЭС могут начать импортировать уголь из-за рубежа. В России, например, уголь газовой группы дешевле из-за того, что его добыча ведется в основном карьерным способом, а не шахтным, как в Украине.

Председатель правления Ассоциации угольных предприятий Константин Автономов считает, что власти Украины должны подумать над тем, как гарантировать использование украинского угля на ТЭС, после их приватизации. "Необходимо, чтобы приватизируемые ТЭС продолжали закупать определенный объем угля украинских шахт", - считает Автономов. Иначе, по его мнению, новые владельцы ТЭС смогут переориентироваться на импортный уголь, оставляя украинские шахты без работы. Ведь около 90% энергоблоков украинских ТЭС способны работать на угле. Поэтому украинский уголь может стать альтернативой постоянно дорожающим природному газу и нефти, которые Украина вынуждена импортировать. Сегодняшний пример с Беларусью показывает, что означает энергетическая зависимость от России. Украина сможет избежать такого сценария, только благодаря отечественному углю. Кроме того, за украинский уголь не надо платить валютой. Потребление собственного продукта, а не импортного угля или газа, положительно будет влиять на внешнеэкономическое сальдо и стабильность гривни.