Крупнейшие компании Украины – Пивная отрасль

"Дело" публикует отраслевые рейтинги Крупнейших компаний Украины, составленные журналом "ТОП-100". Компании ранжировались по величине чистого дохода в 2010 году

В 2010 году украинский пивной рынок вырос приблизительно на 5%, что оказалось значительно ниже возложенных на первый посткризисный год надежд.  В 2011 году существенного рывка не произойдет. Самые оптимистичные прогнозы, которые озвучивают  участники рынка подразумевают рост не более 5% по итогам года. А наиболее консервативный прогноз у отраслевой ассоциации  «Укрпиво»  - там ожидают, что  украинский пивной рынок вырастет всего на 1% или на 3 млн дал до 313 млн дал по сравнению с 2010 г.

Оптимистичные ожидания участники рынка связывают с 2012 годом, а точнее с фактом проведения в стране футбольного чемпионата. Проведение  в стране чемпионата Евро 2012 позволит пивному рынку Украины  вырасти еще на 4%, дополнительно к годовому показателю роста рынка. Такой прогноз озвучили специалисты пивоваренной компании «Славутич» Carlsberg Group. «Мы делали аналитику по эффекту проведения чемпионата. Проанализировали данные с 1988 года – если взять рост потребления пива за три года до чемпионата, то чемпионат добавляет где-то 4%. В Украине сложно сказать, поскольку был кризис, но в среднем можно ожидать до 4% к тому, на сколько рынок вырос бы без Евро-2012» - говорит  Ярослав Коваль, вице-президент по маркетингу компании «Славутич» Carlsberg Group.

Пьем дома

Пивоваренную отрасль нельзя назвать ориентированной на внешние рынки. Как правило украинское пиво поставляется в страны СНГ,  максимум поставок приходится на три из них - Россию, Беларусь и Молдову. При этом за белорусский рынок разыгралась настоящая борьба, которая продлилась вторую половину 2010 и начало 2011 года.

В апреле прошлого года концерн "Белгоспищепром" инициировал антидемпинговое расследование в отношении поставок украинского пива. Причиной послужила положительная динамика объемов импорта украинского продукта в Беларусь и вытеснение отечественного пива. Импортное пиво занимает 30% белорусского рынка при этом Украина с 2005 года увеличила поставки в 12 раз. Успех украинского пива был обусловлен более низкой его по сравнению с местным продуктом ценой – по данным белорусской стороны, стоимость украинского пива на границе с Беларусью составляет около 25 американских центов за литр, что делало белорусское пиво неконкурентоспособным. Сами украинские пивопроизводители поясняли дисбаланс цен тем, что у  белорусских производителей более дорогого сырье. В начале года Беларусь приостановила поставки пива из Украины стараясь таким образом надавить на украинских переговорщиков, которые не шли на уступки в вопросе установления минимальной цены на пиво. Конфликт удалось урегулировать, однако ценой существенных уступок с украинской стороны.

Места довольно

В благополучном исходе украино-белорусской "пивной войны" больше всех была заинтересована компания "Оболонь", как наиболее ориентированная на экспорт компания  - ее продукция поставляется в 33 страны и планируется дальнейшее расширение географии поставок. Однако большинство игроков сосредоточили свою деятельность на внутреннем рынке и не без оснований, поскольку  украинский рынок имеет значительный потенциал роста. Так,  потребление пива в Украине на сегодняшний день  составляет около 61 литра на душу населения, что является достаточно низкими показателем. Для сравнения, в России потребление пива составляет  77 литра/человека, в Евросоюзе 75 литров/человека. В странах-лидера по потреблению пива показатель значительно превышает цифру 100 литров на человека: потребление пива в  Чехии  составляет 159 литров/человека Германии -  109  и в Австрии 106.

С другой стороны, удельный вес импортной продукции на украинском рынке также незначителен. Причина  в высоких ценах на импортный продукт – они стартуют от 12 грн в то время как украинское пиво стоит 5-6 гривен.

Ссылка на весь рейтинг ТОП-100  

http://www.investgazeta.net/tags/find/%D1%82%D0%BE%D0%BF-100/