- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
КСО Евросоюза: о чем говорят в Брюсселе
В Брюссель я прилетела ради 29 ноября — в этот день открывалась конференция высокого уровня в Европейском союзе, организованная CSR Europe.
На обсуждения были вынесены две темы: "Предприятие-2020" (после запуска инициативы прошло уже два года) и о КСО (корпоративная социальная ответственность. — Ред.) в Европейском Союзе и национальных политиках после года принятия Коммуникации Европейской комиссии "Стратегия Европейского Союза по КСО 2011-2014". Обе темы были несомненно важны для Центра и наших членов ввиду инициативы Центра "Предприятие-2020" и постоянной адвокации по принятию национальной политики по КСО.
Немного о безотвественности
Нас заблаговременно предупредили: опаздывать нельзя, будут Баррозу (глава Еврокомиссии) и ван Ромпей (президент Европейского Совета). Но с 8:00 утра в отеле наблюдался полный коллапс с такси. Мужчины в деловых костюмах мучились в длинной очереди, а бедные швейцары никак не могли дозваться таксистов. Прошло уже 30 минут, а очередь все не подходила.
Поразил мужчина, который отказался брать второго спутника в аэропорт (о чем слезно просил швейцар), мотивировав отказ тем, что у него бизнес-поездка и ему нужно оплатить ровно столько, сколько положено. Поразительно, конечно, но в наш век, когда мы говорим об ответственном отношении к СО2, и есть простая необходимость одного человека успеть на самолет, для некоторых все это не имеет значения. В общем, безответственность на лицо, жаль, не уточнила из какой он компании! В свое такси я, конечно, взяла еще одного спутника.
На фото: На саммите Предприятие-2020 в Брюсселе Марина Сапрыкина, руководитель Центра "Развитие КСО", и Сердар Динлер, Президент CSR Turkey
Национальные политики по КСО — у 24 стран из 27
Конференция называлась "Усиливая умное, устойчивое и всеобъемлющее развитие в Европе". "Усиление" состояло, в первую очередь, в количестве участников — 239 человек, из них — около 100 представителей компаний,
40 — национальных партнеров из 30 стран Европы. Целый десант в количестве 35 человек был от Европейской комиссии и Европарламента, а также около 40 человек — из министерств стран Европейского союза, которые отвечают за вопросы КСО, остальные — представители международных, общественных и медиа организаций. По представленности госорганов стран ЕС можно сделать вывод, что вопросами КСО в странах ЕС занимаются или в Министерствах экономики, или в Министерствах социальной политики.
Днем раньше состоялось заседание Группы высокого уровня ЕС по КСО, куда входят представители государственных органов стран Европейского Союза. На нем обсуждались вопросы национальных политик по КСО и национальных планов. По информации, 24 страны из 27 либо уже имеют такие политики, либо находятся в процессе их разработки. Хотелось бы, чтобы украинские чиновники обратили внимание на этот факт: 24 страны из 27!
Баррозу: о кризисе, финансовой стабильности и КСО
Первым на конференции выступал глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Вообще, в этот день два спикера поразили меня — Баррозу и министр финансового рынка Швеции. Первый был настолько эмоционален, что создавалось впечатление: тема КСО ему знакома и небезразлична. Он говорил о кризисе и о том, что финансовая стабильность невозможна без КСО, о Предприятии-2020, о тех инициативах, которые есть в Комиссии. Кстати, Баррозу заявил и о том, что в начале следующего года появится исследование мнения жителей ЕС о роли компаний в развитии Европейского Союза. Это исследование — часть кампании по повышению осведомленности о КСО.
Лучший спикер — Министр финансовых рынков Швеции
Министр финансовых рынков Швеции Питер Норман выступал в заключительной части, но пальму первенства как спикера стоит отдать ему. И это мнение многих присутствовавших на конференции. У кого была самая понятная, запоминающаяся и интересная презентация? Швеция. Он говорил о нововведениях в Швеции. Теперь помимо обязательной GRI отчетности государственные предприятия должны ввести КСО в корпоративное управление. Компаниям необходимо определить свои цели по КСО на уровне правления, и раз в год собственник и руководитель компании должны обсуждать их выполнение.
Министр также называл КСО кейсы некоторых компаний и привел пример "нового мышления" потребителей и партнеров сегодня. Не так давно телекоммуникационный оператор Teliasoniera (кстати, с 37% акциями государства) был обвинен в коррупции по получению лицензии на 3G в Узбекистане. Муниципалитет Стокгольма, у которого более чем 200 контрактов с компанией, заявил о намерении разорвать сотрудничество, если информация подтвердится, а некоторые инвесторы продали акции. Компания сегодня проводит внутреннее расследование. Более того, правительство Швеции настаивает на смене некоторых членов правления и введении в правление людей с опытом работы по вопросам прав человека.
Ромпей: "togetherness" вместо "солидарности"
Из выступления президента Европейского Совета Хермана ван Ромпея запомнилась фраза, что Компания-2020 — это компания будущего. В КСО, по его мнению, есть два секрета успеха: сотрудничество и инновации. Он призывал рассматривать КСО не как нагрузку для компаний, а как все растущую тенденцию и бизнес-кейс, который приносит прибыль. Подчеркнул, что конкурентоспособность ЕС невозможна без КСО.
Ромпей также отметил необходимость принятия новой промышленной политики, в которой был бы отражен основной месседж: Предприятие-2020 — это предприятие не только с прибылью, но и с общими ценностями, а также необходимость инвестиций в энергетический транспорт. Не смог он обойти и вопрос кризиса. Сегодня под угрозой, по мнению Ромпея, не только ЕС, но сама европейская идея. Поэтому как никогда необходима "идея единения" ("togetherness"). Этот термин, по мнению Ромпея, больше подходит компаниям, чем солидарность.
На конференции выступали также представители IBM, MSD, GDF SUZE, Daimler, BASF, Panasonia, HP. Pirelli. Смутило одно — не все компании говорили о КСО, а больше — о благотворительности и корпоративном волонтерстве. Не хватало того стратегического видения Баррозу и министра финансовых рынков Швеции. Слушая этих двух спикеров, хотелось сказать "верю". С компаниями было сложнее.
Пятерка выводов
Основные выводы, которые я сделала после конференции:
1) Права человека — вопрос, который продолжается оставаться сегодня важным. ЕС готовит гайд по правам человека для малого и среднего бизнеса, который будет представлен на этой неделе в Женеве.
2) Европейская Комиссия настойчиво привлекает госорганы стран-членов к разработке национальных политик, выполняя то, что задекларировано в Стратегии ЕС по КСО. У меня все больше уверенности, что она-таки может быть выполнена.
3) Национальные государственные органы, ответственные за КСО в странах-членах ЕС, открыты к диалогу с такими организациями, как Центр (объединяющими бизнес) и не только консультируются с ними по вопросам КСО, но и поддерживают их (2/3 бюджета голландской организации состоит из грантов государства на развитие КСО).
4) Политика по нефинансовой отчетности для компаний, разрабатываемая ЕС, будет.
5) Компании становятся все более открыты к диалогу и общению со своими стейкхолдерами.
Кстати, удивительно, но среди раздаточных материалов, не было ни одного отчета компаний по КСО. Может, это тенденция к переходу на электронный формат отчетности?