Туризм уходит в онлайн: как стартапу избежать ошибок

Сегодня на туристическом рынке Украины наблюдается тенденция, когда начинают закрываться отдельные турагентства и операторы (например, News Travel, который оставил за рубежом более 3,7 тысяч украинцев). А на их месте возникают новые, только в онлайне. Что же делать бизнесу в ситуации, когда оффлайн агентства не получают высоких доходов, а клиенты предпочитают удешевлять свой отдых, рассказал инвестиционный аналитик Chernovetskyi Investment Group Евгений Нетреба

Насущной проблемой оффлайн турагентства является эволюция туриста, его желание самостоятельно, согласно своим потребностям организовывать свое путешествие. Еще несколько лет назад среднестатистический турист с огромной радостью бежал за путевкой в Египет или во Францию в ближайшее туристическое агентство, где подбирал пакетный тур по своим предпочтениям и кошельку. С появлением и быстрым проникновением в массы сервисов по самостоятельной бронировке гостиниц, билетов, трансферов и экскурсий турист эволюционировал и осознал удобство, возможность удешевить свой отдых. Уже сегодня в Европе доля online/offline разделилась так: 43% онлайн и 53% оффлайн. Важно отметить, что наиболее популярными приобретениями являются авиабилеты (53%), ж/д билеты (17%) и отели (14%).

Таким образом, рынок онлайн туризма развивается очень стремительно, и многие отечественные игроки хотят запрыгнуть и удержаться на этом скоростном поезде. Основными факторами, движущими этот поезд, является растущий мировой рынок туризма (среднегодовой рост около 5,4%), развитие интернета, рост оплаты картами (в Украине по итогам 3 квартала 2014 года количество покупок по картам в интернет увеличилось на 24%) и превосходство онлайн продукта над оффлайном (например, за счет удобства и уменьшением издержек).

Исходя из этого, я хочу выделить следующие тенденции, которые настигнут турагентства СНГ:

  1. Обострение конкуренции. В ближайшие годы туристический рынок продолжит расти, а конкуренция в онлайне обострится через 2-3 года, с ней придет снижение и без того невысокой маржинальности.
  2. Перегрев рынка труда в сфере IT. Найти IT-специалиста в сфере travel сегодня трудно. Сложна сама IT-среда — она молода, претерпевает постоянные изменения и обновления даже на уровне поставщиков: единых стандартов не существует, поэтому доступ к каждому новому поставщику приходится подчас создавать с нуля. К тому же для запуска проекта потребуется команда из 5 разработчиков, а их поисками придется заняться даже вне Украины.
  3. Необходимость в инвестициях. Безусловно, желаемая конечная точка каждого туристического стартапа — выход в "открытый онлайн", где коммуникация с пользователями происходит исключительно в онлайн. Но на данном этапе клиенты офлайн трэвел-агентств требуют живого общения, которое является неотъемлемым ритуалом при планировании путешествий, а значит нужны кол-центры, оффлайн-поддержка, для развития которых нужны серьезные инвестиции.

Для проектов, которые находятся в поисках инвестиций, могу также порекомендовать обратиться к профильным инвесторам в данной тематике по ссылке.

На этапе запуска проекта также не стоит забывать о неудачном опыте коллег: так, например, Travelmenu, поисковик по ценам на отели, билеты и туры, который получил $1,6 млн от венчурных фондов Almaz Capital и Runa Capital, закрылся из-за высокой конкуренции и медленного развития.

Копикэт Airbnb от русскоязычных создателей с названием Flatora получил от частных инвесторов в общей сложности $750 тыс., но опять же, в связи с медленным развитием не смог завоевать сердца клиентов и не выдержал конкуренции с американским братом.

Дабы избежать провала при запуске стартапа в туристическом сегменте, необходимо обратить внимание на следующее:

1. Ответить на очень важный вопрос: какую проблему мы решаем для туриста? Стартапер часто делает большую ошибку: он очень увлекается идеей, технологией, но прежде всего надо увидеть проблему, которую проект решает для потребителя.

2 . Обеспечить высокое качество сервиса. Онлайн-туризм — это когда люди сами могут забронировать отель в любой точке мира, в удобные даты, по доступной цене. Оффлайновому туристическому агентству сложно отвечать всем требованиям клиента — рассортировать отели по цене, по звездности, по местоположению, по доступности.

3. Создать культуру постоянного инновационного развития. Для того чтобы добиться успеха, онлайн-компания должна быть инновационной. Она должна постоянно предлагать рынку новые продукты. Это важно, потому в интернете прогресс движется быстрее, чем в оффлайне: никогда нельзя чувствовать себя в безопасности.

4. Оставаться сфокусированными. Сейчас в СНГ приходит много международных компаний, главный вопрос для них — как покорить вашу страну и сфокусироваться на проблемах локальных потребителей.

5. Не прекращайте советоваться. Не бойтесь спросить фидбэк у коллег, друзей и инвесторов о вашем продукте или сервисе даже на стадии идеи.

В свою очередь инвесторам и основателям проектов стоит обратить внимание на нишевые сервисы, связанные с туризмом. Например, такими могут быть:

- сервисы для аренды яхт;

- специализированный софт для корректировки цен на отели/билеты;

- приложения экскурсоводы и гиды;

- CRM системы для агентств;

- приложения для уменьшения языковых преград;

- приложения для комфорта туриста (контроль за багажом);

- приложения, дающие возможность экономии денег (Roamer — для связи, Roomer — для продажи ранее забронированного номера).

Подведя итоги, можно сказать, что свет в конце длинного туннеля туристического рынка, безусловно, есть и скорость приближения к нему зависит от возможности осознать тупиковость нынешней модели функционирования рынка и возможности адаптироваться игрокам к туристу нового поколения.