Недавно мы занимались поиском касок и бронежилетов для наших мобилизованных сотрудников — HR-директор Укрсиббанка

Алена Козлова, начальник департамента управления персоналом Укрсиббанк BNP Paribas Group, рассказала Delo.UA, какие изменения произошли в сфере HR в банке и как на работу с персоналом повлияли политические события

Алена, за время вашей работы в банке было внедрено немало изменений. На что был сделан акцент?

Когда я пришла в банк три года назад, конечно же, существовал HR-департамент, люди работали, но результаты их работы бизнес в целом не ощущал. В HR-департаменте работало 120 человек, а общая численность персонала составляла 11 тыс. человек. Было очевидно, что необходимо проводить процессы оптимизации и перестраивать всю систему. На данный момент в банке работает порядка 7 тыс. человек, из которых 80 — в HR-департаменте.

Сегодня, когда HR команда централизовала большинство процессов, мы строим эффективные системы работы с персоналом — рекрутмент, обучение и развитие, карьерный менеджмент, talent-менеджмент, succession planning.

А кто занимается внутренними коммуникациями? Ведь в условиях нестабильности в государстве значение таких коммуникаций лишь возрастает…

HR департамент ведет все внутренние коммуникации, связанные с сотрудниками. Служба бренда и коммуникаций отвечает за коммуникации, связанные с банковскими рейтингами, новыми продуктами и т.д.

Оказали ли на вашу работу влияние политические события в Украине?

Очевидно, что ситуация в стране оказала влияние на нашу работу. Как международная компания, мы находимся вне политики, но как ответственный работодатель, стараемся оказать максимальную помощь сотрудникам в эти непростые времена.

В ежедневной работе много изменений происходит. Весной большую часть моего времени занимал Крым. Потом начался период Луганской и Донецкой областей. Ежедневно в фокусе вопросы безопасности сотрудников и клиентов. Работаем с вопросами о простое, о помощи сотрудникам в эвакуации детей и родственников и так далее. Недавно мы занимались поиском касок и бронежилетов для наших мобилизованных сотрудников. Сегодня как никогда сотрудникам необходима поддержка. Но и обычная жизнь продолжается. Сейчас закончили тендер по медицинскому страхованию. В мае провели опрос удовлетворенности сотрудников, в разгаре программа обучения наших top talents, запускаем succession planning.

Укрсиббанк является частью французской группы BNP Paribas Group. Насколько сильно HR-практики в Украине зависят от французских практик?

HR банка работает достаточно автономно, нам дана довольно широкая рамка полномочий. Головной офис обозначает направления нашей деятельности, а их реализация осуществляется на местах с учетом специфики страны, рынка, организации. Например, группа ожидает наличие на каждом рынке четкой и прозрачной системы льгот и компенсаций, основанной на базовых критериях группы. Как мы ее построим в деталях — это наше дело.

Сейчас уже много наших практик признано в группе, например, программа развития талантов. Мы решили разработать ее на месте, начали сотрудничать с Киевской школой экономики. У нас разработана годовая программа с разными модулями, проектами. И люди не просто учатся, а делают реальные проекты для банка. Мы презентовали эту программу на нашем глобальном семинаре розничного бизнеса, и она была признана лучшей.

Как второй пример можно назвать уже упоминавшуюся политику компенсаций и льгот. Ее тоже взяли как benchmark для других стран.

То есть, можно говорить, что по прошествии трех лет работы бизнес начал ощущать результаты работы HR-департамента?

К нам относятся теперь по-другому. Мы доказали, что можем привнести в бизнес добавочную стоимость, делать его при помощи HR-инструментов более прибыльным и эффективным.

Сегодня мы — неотъемлемая часть команды, мы везде и мы во всем. Мы знаем и понимаем бизнес и вовлечены вместе с бизнесом во все процессы банка. С нами советуются и к нам прислушиваются. Большой популярностью пользуется система HR-бизнес-партнеров. Это, кстати, еще одна из практик, которая пришла в Париж от нас.

Какие следующие задачи вы ставите перед собой?

В 2011 году, в бытность мою сопредседателем HR комитета Американской Торговой Палаты в Украине, мы работали с правительством, помогая писать новый Трудовой Кодекс. Мы работали в Министерстве труда и социальной политики в унисон с ассоциациями работодателей, Европейской Бизнес Ассоциацией в Украине, вносили европейский опыт и коррективы. Но закончилось все тем, что весь наработанный материал ушел "под сукно" где-то во властных кабинетах. И если к этому вопросу сейчас вернутся, я с радостью снова поработаю над этим проектом.

А какие из современных HR-практик вы хотели бы внедрить?

В принципе, мы и сегодня работаем в соответствии с современными тенденциями. Большая часть процессов переведена в электронный формат (обучение, оценка, кадровый документооборот, опрос удовлетворенности сотрудников и т.д.) Но рекрутмент, например, еще осуществляется по старинке. Мы хотим изменить процесс подбора персонала, максимально оптимизировать и время, и базу данных кандидатов, и отбор кандидатов. Сейчас это ведется вручную, что занимает очень много времени и не всегда эффективно.

С точки зрения соискателя работы в чем преимущество работы именно в вашем банке?

У нас политика "открытых дверей", руководители работают со своими подчиненными как одна команда, не отгораживаясь закрытыми дверями кабинетов или бюрократически-иерархическими порядками. Приходя к нам, соискатели попадают в международную среду. Люди могут построить карьеру и получить опыт работы в международной компании, понять, как работает европейский бизнес. Это сейчас важно, учитывая планы и стремления к евроинтеграции.

Какие визуальные индикаторы, по вашему мнению, здорового коллектива?

Когда люди улыбаются и незнакомые с вами здороваются. В шесть часов вечера нет "повального бегства с рабочего места", а в 9 утра все спокойно идут на работу. Люди знают, чем живут их коллеги. Если вкратце, вот так, я считаю, и выглядит здоровый коллектив.