Как одним налогом похоронить финансовую отрасль

До 2015 года иностранных лизингодателей отпугивали от украинского рынка отсутствие защиты прав кредитора, коррумпированная судебная система и неэффективная исполнительная служба. Теперь эти проблемы умножились на откровенно дискриминационные нормы Налогового кодекса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня лизинговая отрасль Украины испытывает двойной удар: от законодательных изменений и недобросовестных заемщиков. И если проблема недобросовестных заемщиков усугубилась в связи с кризисными явлениями в экономике, то последние изменения в налоговое законодательство поставили на грань выживания целую финансовую отрасль.

Для экономики страны это означает потерю доли инвестиций в малый и средний бизнес, а значит блокировку развития целого ряда предприятий.

1 января 2015 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, которые ввели в действие электронное администрирование НДС.

Новая система полностью исключила возможность лизингодателей включать суму НДС в налоговый кредит в случае отбора техники у лизингополучателей, которые допустили неплатежи по договору. Эти изменения значительно повлияли на деятельность и финансовую стабильность лизинговых компаний.

Согласно оценкам "Украинского объединения лизингодателей", потери лизинговых компаний по НДС с начала 2015 года составляют почти 100 млн грн.

На первый взгляд не много, но, во-первых, эта сума могла бы быть в разы больше, если бы все компании, зная о предстоящих изменениях в законодательстве, не провели значительную чистку лизингового портфеля. А во-вторых, большую часть 2015 года практически все лизинговые компании не финансировали новых клиентов, так как пытались разобраться в механизмах изменений в Налоговый кодекс. Поэтому настоящие убытки еще впереди.

После детального изучения законодательных изменений все игроки лизингового рынка поняли, что сейчас финансировать украинский бизнес нужно вдвойне осторожно, иначе больших убытков не избежать.

Ужесточение условий финансирования вылилось в значительное увеличение авансов.

Теперь все лизинговые компании в размер авансового платежа вынуждены закладывать риск потери НДС при возврате техники от неплатежеспособных заемщиков. А это 20%. Соответственно, авансы выросли с 20-30% — до 40-50%. Что, в свою очередь, привело к уменьшению спроса на лизинговые программы со стороны украинского бизнеса. Большие авансы — это большие первоначальные затраты для бизнеса, у которого и так ограничены ресурсы.

Кроме того, лизинговые компании стали выдвигать более жесткие требования к финансовым показателям клиентов. Предприятиям со слабыми финансовыми показателями или новосозданным компаниям крайне трудно получить средства даже на очень ликвидное имущество. А компаниям с "подмоченной" кредитной историей вообще не стоит рассчитывать на финансирование даже с высокими авансами. Сужение клиентской базы приводит к падению рынка лизинга. Как следствие — падение налоговых поступлений от лизинговых компаний и ограничение доступа к финансированию для украинского бизнеса.

В проигрыше все: инвесторы в лице лизинговых компаний, государство в роли сборщика налогов и бизнес, которому необходимо финансирование для развития.

Логика чиновников

Для сравнения, рынок лизинга в 2015 году сократился по сравнению с "дореволюционным" 2013-м почти в 6 раз. Он фактически откатился до уровня 2005 года как по объемам, так и по количеству игроков.

Все участники рынка и Ассоциация Лизингодателей Украины неоднократно обращали внимание руководства налоговой и Минфина на эту проблему и предлагали несколько путей решения. Но чиновники не желают прислушиваться к проблемам лизингового рынка и выражают опасения, что предложенные изменения могут открыть лазейки для "серых" схем.

Их доводы сводятся к тому, что лизинговые компании должны пытаться работать в рамках процедур предусмотренных нынешним Налоговым кодексом. А именно — подавать жалобу на контрагента, который не оформил в установленном порядке налоговую накладную. Руководство ГФС заверяет, что будет вдвойне усердно отрабатывать жалобы со стороны лизинговых компаний.

Но тут есть одна загвоздка. Понятно, что если лизинговая компания вынуждена расторгать договор лизинга и изымать имущество у лизингополучателя, то это происходит из-за неплатежеспособности клиента. Поэтому нет никакой уверенности в том, что он сможет оплатить НДС согласно требований Налогового кодекса. И разве правильно в этой ситуации приравнивать недобросовестного заемщика к обычному продавцу техники? А именно это и делает Налоговый кодекс.

К тому же такая практика вынуждает лизинговые компании оплачивать НДС за недобросовестных заемщиков, вымывая средства из оборота и не направляя их на финансирование новых сделок.

Инвесторы — на выход!

Многие иностранные лизинговые компании уже озвучили намерение уйти с украинского рынка.

Пока чиновники пребывают в иллюзии, что в Украину скоро выстроиться очередь из европейских, американских и азиатских компаний, в реальности происходит обратное — инвесторы покидают финансовый рынок.

Именно по причине несовершенного законодательства Украину покинули в период кризиса 2009 года и продолжают покидать сейчас иностранные лизинговые компании. В их числе "Украинская лизинговая компания" (собственник BNP Paribas), "Ласка Лизинг" (Parex Bank), литовские "West Leasing" и "УКИО Банк Лизинг", турецко-голландский "Credit Europe Leasing" и "SG Equipment Finance" (Societe Generale Group).

До 2015 года их отпугивали отсутствие защиты прав кредитора, коррумпированная судебная система и неэффективная исполнительная служба. Теперь эти проблемы умножились на откровенно дискриминационные нормы Налогового кодекса.

Кроме проблемы с НДС при возврате техники, есть еще и проблема с отражением в налоговом учете безнадежной задолженности.

Законодатель лишил лизинговые компании права на списание расходов безнадежной задолженности. У банков такое право есть. Эта проблема не столь масштабна, как в случае с НДС, но все же ставит лизинговый рынок в дискриминационное положение.

Проблемы с налоговым законодательством ставят под сомнение инвестиционную привлекательность лизинговой деятельности, которая сейчас очень важна для Украины в контексте модернизации технической базы аграриев, перевозчиков, строителей, промышленников малого и среднего звена.

Несмотря на абсурдные изменения в правовом поле, лизинговые компании продолжают активно финансировать украинский бизнес.

В первом квартале 2016 года лизинговые компании профинансировали новых сделок на суму чуть превышающую один миллиард гривен. Во втором квартале 2016 года было выдано уже полтора миллиарда гривен финансирования. Это смехотворно мало по сравнению с объемами лизинговых сделок у соседей — в Польше или Словакии. Участники рынка уверены, что эти сумы были бы в разы больше, если бы удалось решить проблему с администрированием НДС при отборе техники.

Ассоциация Лизингодателей Украины никогда не инициировала ввод каких либо преференций для лизингового рынка, в том числе и в вопросах касающихся администрирования НДС.

Мы просто хотим цивилизованных, понятных и стабильных правил и законов, которые позволили бы лизинговым компаниям заранее просчитывать риски и вести свою деятельность на одних условиях со всем финансовым рынком и на аналогичных условиях с лизинговыми компаниями во всем мире.

Лизинговый сектор может стать драйвером обновления парка техники украинских предприятий от малого до самого крупного бизнеса. Он уже выступает надежным кредитором компаний из реального сектора экономики. Осталось дождаться понимания этого простого факта украинскими чиновниками. И тогда инвестиции в бизнес на миллиарды гривень станут доступной реальностью.