Малый бизнес способен справиться с любым кризисом — зампредправа ПроКредит Банка

Александр Повшедный, заместитель председателя правления ПроКредит Банка, рассказал Delo.UA, почему банкам стоит работать с малым и средним бизнесом

Малому и среднему бизнесу в Украине живется нелегко: высокая степень бюрократии, непрогнозированная налоговая система, и кроме этого — ограниченный доступ к дешевым ресурсам. Банкам гораздо выгоднее кредитовать потребление населения под бешеные проценты, чем связываться с МСБ сектором. Однако существуют банки, для которых этот сегмент является основным. Delo.UA решило пообщаться с заместителем председателя правления ПроКредит Банка Александром Повшедным о том, как не просто выжить, но и заработать на этом рынке.

Ваш банк можно назвать нишевым. На кого вы ориентируетесь?

Мы ориентируемся на малый и средний бизнес. Наш кредитный портфель на 99,9% состоит из кредитов МС Б. Мы не занимаемся потребительским кредитованием — это было наше осознанное решение. Как правило, ПроКредит Банк выдает кредиты от 5 тыс. евро до 1 млн евро, причем последняя цифра — это скорее исключение, чем правило. 70% всех выданных ресурсов — это кредиты до 250 тыс. евро. Многие работают в этом сегменте по остаточному принципу, но не ПроКредит Банк.

На "потребке" сейчас зарабатывают многие банки. Почему вы решили отказаться от кредитования физлиц?

Вы знаете, мы, как и любой немецкий банк, очень консервативны. На кредитах физлицам можно заработать, но что это дает? Риски очень велики, адаптированной модели скоринга практически ни у кого нет, но самое главное — это не драйвер развития экономики, это чистое проедание. Этот сегмент может быть прибыльным только в краткосрочной перспективе, мы же нацелены на долгосрочное сотрудничество с нашими клиентами.

У нас страна с цикличными кризисными явлениями, поэтому мы всегда готовы к негативному сценарию развития событий

А вы считаете, что МСБ сектор менее рисковый?

Конечно. Малый бизнес — самый подвижный. У нас в стране он может быстрее всего адаптироваться к любой экономической ситуации. При этом мы проводим очень серьезную оценку будущего заемщика. Мы себя и заемщика страхуем от самой большой ошибки — дать больше, чем бизнес способен погасить. Наш NPL составляет лишь 3% (30-дневная просрочка). При этом мы никогда не работали и не будем работать с коллекторскими компаниями. Для нас важен наш клиент, и мы умеем договариваться. Если есть необходимость и мы знаем, что бизнес живой и может генерировать прибыль, мы пролонгируем или реструктуризируем кредиты. У нас страна с цикличными кризисными явлениями, поэтому мы всегда готовы к негативному сценарию развития событий.

Если весь бизнес финансируется за счет банка, то в результате не бизнесмен, а банк спит хуже

Как вы отбираете заемщика?

У нас существует процедура анализа рисков. Этот процесс зависит от качества персонала, поэтому мы ему уделяем огромное внимание. По кредитам до 500 тыс. евро решения принимаются в отделениях. Это большая ответственность, но наши сотрудники с этим справляются. Кредиты выдаются за 1-3 дня. Участие в проекте заемщика должно быть существенным. Мы не финансируем проекты полностью. Если весь бизнес финансируется за счет банка, то в результате не бизнесмен, а банк спит хуже. Предприниматели должны понимать и нести ответственность за свои решения, а мы готовы их в этом поддерживать.

На какие сектора экономики вы ориентируетесь?

У нас есть все. В Украине много хороших бизнесов. От IT-компаний до аграрного сектора. Для нас не важно, в какой сфере работает бизнес. Главное, что он должен быть здоровым. При этом у нас существуют преференции. Для украинских производителей мы устанавливаем ниже процентные ставки (на 1-2%). Так, если в среднем мы кредитуем под 19-20%, то для украинского производителя ставка может составить 17-18% по гривневым кредитам и 7-8% по валютным. Это существенно. При этом у нас нет затрат на страховку или же внешнюю оценку бизнеса.

В долгосрочной перспективе производители — это более надежные клиенты

В чем выгода для банка от таких преференций? Не думаю, что вы это делаете лишь из альтруизма…

Нет, мы же банк в конце концов. Просто мы понимаем, что если бизнес работает на экономику Украины, от этого выигрывают все, и мы в частности. К тому же таким образом мы обеспечиваем себе лояльность. Хороший бизнес через 2-3 года вырастет, и сохранить таких клиентов для банка очень выгодно. Не все гонятся за ставками. В долгосрочной перспективе производители — это более надежные клиенты. А клиенты, в свою очередь, могут оценить надежность нашего банка.

На чем зарабатывает ваш банк?

Процентные доходы банка составляют 85% прибыли, другие доходы — 15%. К концу 2013 года ПроКредит Банк планирует получить $5 млн прибыли. При этом у нас серьезные резервы, которые с запасом превышают минимальные требования регулятора.

Агросектор сейчас является локомотивом экономики

Вы особое внимание уделяете агрокредитованию. Почему?

Агросектор сейчас является локомотивом экономики. Он способен генерировать хорошую доходность, при этом многие хозяйства нуждаются в техническом обновлении и пополнении оборотных средств. И мы готовы работать в этом сегменте.

Какие залоги вы требуете?

Как правило, залогом выступает автотранспорт. Но мы очень лояльны в этом вопросе. Мы готовы кредитовать под 70% обеспечение транспортом.

Вы в основном ориентируетесь на Киев?

Совсем нет. У каждого продукта существует своя географическая структура. Так, к примеру, депозиты в основном привлекаем в Киеве, 50% агропортфеля — это Одесса и Полтава.

Планируете ли вы дальше увеличивать свое покрытие?

На 2013-2014 год расширения у нас в планах нет. Идти к цели нужно не спеша. Для быстрого расширения существует очень серьезное ограничение — качество персонала. Наш банк имеет очень требовательную программу отбора новых сотрудников. Мы ежегодно инвестируем более миллиона долларов США в обучение персонала как локально, так и за рубежом. Это очень крупная инвестиция для банка нашего размера, но только так мы можем быть уверены в своих сотрудниках, а как следствие — в качестве кредитного портфеля.

То есть, вы выступаете за сдержанный рост?

Для нас важен качественный, а не количественный рост. Каждое наше отделение генерирует как минимум 5 млн евро кредитного портфеля. И мы в дальнейшем планируем увеличивать эффективность работы каждой точки продажи. Наша цель — достигнуть портфеля в $500 млн за счет роста эффективности.

Мы сюда пришли всерьез и надолго

У вас большие амбиции на рынке?

Вы знаете, мы не считаем себя очень большим банком. У нас нет непомерных амбиций. Но мы сюда пришли всерьез и надолго. Многие иностранные банки покидают Украину, но не мы. Акционеры полностью уверены в целесообразности развития украинского бизнеса. Они пока не ставят каких-то конкретных целей. Главное хорошее качество активов и стабильность банка. Цели быстро и много заработать у немцев нет. Но при этом мы уже три года подряд прибыльный банк. Немногие этим могут похвастаться.

Вы говорите, что не развиваете направление работы с физлицами, при этом постоянно усовершенствуете свой Интернет-банкинг. Для чего?

Наш Интернет-банкинг создан для поддержки депозитных продуктов. 80% всех физических лиц пользуются этой услугой.

Для большинства желающих положить на депозит свои деньги надежность банка стоит на первом месте

Как вы привлекаете ресурсы?

Наши депозитные ставки достаточно консервативны, например максимальная ставка по депозиту в гривне составляет 16%, в то время как на рынке есть ставки и больше. К нам приходят клиенты не из-за ставок, а из-за уверенности в будущем банка. Для большинства желающих положить на депозит свои деньги надежность банка стоит на первом месте.

Предприниматели научились думать и стали более опытными и осторожными

Как вы можете сравнить состояние рынка сегодня и в 2008 году?

Вы знаете, в 2004 году был бум. И хороший, и не очень надежный бизнес мог быть прибыльным. Затем наступил кризис. Он ударил как по заемщику, так и по банкам. С тех пор предприниматели научились думать, стали более опытными и осторожными. Это тот позитив, который мы вынесли из кризиса. Уверен, что та ситуация больше не повторится. Кризис научил правильно оценивать свои возможности как банки, так и клиентов.