Squeeze-out по-украински: как правительство будет защищать права мажоритарных акционеров

Юрист юридической фирмы FELIX Наталья Кожемякина о том, как будут защищать права акционеров в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В парламенте зарегистрирован законопроект №4534а, которым предлагается ввести в украинское законодательство механизм так называемого squeeze-out. Последний предполагает, что в случае приобретения акционером акций, которые составляют 95 и более процентов уставного капитала общества, такой акционер приобретает право требовать от остальных акционеров продажи по рыночной цене принадлежащих им акций.

При этом механизм squeeze-out будет применяться только в публичных акционерных обществах и по решению общего собрания акционеров, за которое должны проголосовать не менее 95% голосов.

Акции миноритариев будут списываться с их счетов в депозитарных учреждениях на счет акционера — собственника 95 и больше процентов голосов, а оплата будет производиться таким акционером на депозит государственной нотариальной конторы или частного нотариуса. На внесенную денежную сумму нотариусом будет налагаться запрет отчуждения. Миноритарии смогут получить свои средства за акции путем обращения к соответствующему нотариусу.

Как справедливо указано в пояснительной записке к законопроекту, практика применения механизма squeeze-out является довольно распространенной в мире (Великобритания, Франция, Российская Федерация). Права миноритариев уже защищены Законом Украины "Об акционерных обществах" (механизм обязательного выкупа согласно ст. 68), а вот мажоритарии остались не у дел. Более того, часто возникают ситуации, когда миноритарии злоупотребляют своими корпоративными правами, например, используя мелкие технические нарушения в проведении общих собраний акционеров и обжалуя решения общего собрания акционеров в судебном порядке. Таким образом, происходит втягивание компаний в судебные тяжбы, блокирование хозяйственной деятельности.

Поэтому законопроектом предлагается уравновесить интересы миноритариев и мажоритариев. С одной стороны, желание авторов законопроекта защитить интересы мажоритариев представляется позитивным, поскольку акционеры с большим пакетом акций являются главными инвесторами предприятий, а миноритарии зачастую не то, что не инвестируют в компанию, а наоборот, иногда вредят ее деятельности, способствуют рейдерским захватам. Кроме этого, такое желание продиктовано еще и Директивой 2004/25/ЕС, выполнение которой связано с подписанным между Украиной и Европейским Союзом Соглашения об ассоциации.

Но с другой стороны, законопроект содержит нормы, которые на практике являются довольно спорными с точки зрения их применения. Предложенный механизм squeeze-out нарушает одно из главных положений Конституции Украины — незыблемости частной собственности (ст. 41), согласно которому никто не может быть противоправно лишен права собственности, а принудительное отчуждение объекта права частной собственности возможно как исключение по мотивам общественной необходимости и в условиях военного или чрезвычайного положения. При обычном отчуждении акций требуется заключение договора, волеизъявление сторон. Законопроект предусматривает, что squeeze-out будет применяться по решению общего собрания акционеров, за которое должны проголосовать не менее 95 % голосов.

Однако проведение этого собрания теряет смысл, ведь и так понятно, что если мажоритарный акционер захочет выкупить оставшиеся акции, решение все равно будет принято. Согласно проекту у миноритария остается один выход, если он пришел на собрание и проголосовал против, — требовать обязательного выкупа его акций обществом по рыночной цене. Однако проект не учитывает, что будет, если миноритарий вообще не захочет отчуждать свои акции. К слову, в Пояснительной записке к законопроекту авторы указали, что Конституционный Суд Российской Федерации не видит в механизме squeeze-out противоречия конституции, поскольку права преимущественного большинства акционеров обеспечивают публичный интерес в развитии акционерного общества в целом. Однако такой подход несет в себе высокие риски захвата компаний олигархией, а также может спровоцировать судебные тяжбы с миноритариями.

Недостатком законопроекта является и то, что документ не содержит инструкций, что делать миноритарию в случае, когда он обратился к нотариусу за получением средств за выкупленные акции по результатам squeeze-out, а нотариальная деятельность такого нотариуса, например, уже прекращена.

Законопроект устанавливает также новый порядок определения рыночной цены акций. Для эмиссионных ценных бумаг, которые находятся в обращении на фондовых биржах, цена будет определяться как средний биржевой курс таких ценных бумаг, рассчитанный за последние три месяца их обращения. А в случае, когда невозможно определить рыночную стоимость ценных бумаг за последние три месяца обращения, цена будет определяться на дату, определенную законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность. Данные изменения оцениваются как позитивные, поскольку позволяют учитывать случаи, когда акции находятся в биржевом списке фондовой биржи, но не находятся в обращении на бирже. На практике чтобы определить рыночную стоимость таких акций приходилось проводить несколько сделок (по сути фиктивных), "перебрасывая" акции с одного акционера на другого и обратно.

Кроме этого, законопроект предусматривает, в случае приобретения акций по результатам приобретения контрольного пакета акций (ст. 65 Закона Украины "Об акционерных обществах") и обязательной продажи акций в механизме squeeze-out, цена должна быть рыночной, но при этом устанавливаются пороговые значения. Указанная цена приобретения не должна быть ниже: номинальной стоимости акций; наивысшей цены акций, по которой акционер, ставший собственником контрольного пакета акций или 95 и более процентов, приобретал акции общества в течение шести месяцев до даты направления обществу оферты или до публикации информации о приобретении акционером 95 и более процентов голосов.

Однако такое ограничение для определения рыночной цены акций представляется некорректным, поскольку оно противоречит самой сути оценки и правилам рынка. Акционерное общество ежедневно ведет хозяйственную деятельность, приобретает и отчуждает активы. Например, в случае отчуждения обществом всех существенных активов, акции данного предприятия могут стать на рынке просто не ликвидными, и их рыночная цена теоретически может упасть ниже номинальной. Получается, контрольному акционеру придется выкупать у миноритариев акции по завышенной цене, чем нарушаются и его интересы.

В целом предложенный Кабмином проект поддерживает международную тенденцию защиты прав ведущих инвесторов компаний, однако требует существенной доработки.