- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
4 новые выставки в PinchukArtCentre – о подковерной грязи, еврейском вопросе и муках глобализации
В PinchukArtCentre открылось сразу четыре выставки. Представлены работы 20 номинантов Премии PinchukArtCentre 2011 и новая инсталляция и видео бразилянки Синтии Марселле. А на 5 этаже - проект Александра Ройтбурда "Если в кране нет воды", который сам художник определил как "дружественно-провокативный". И ко всему этому полностью обновлена выставка знаменитых художников из коллекции арт-центра - Бэнкси, Томазелли, Гурски и других.
"Но вам придется разуться, если вы хотите увидеть инсталляцию Синтии Марселле", - арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф и не думал шутить. На втором этаже PinchukArtCentre, где разместились объекты персональной выставки бразильской художницы, первой обладательницы главной премии Future Generation Art Prize 2010 (основана Фондом Виктора Пинчука), для комфортного разувания поставлены две длинных белых скамейки. Заглянула внутрь зала - даже охранник сторожит арт-объект в носках.
Вот, правда, Арсению Яценюку, пришедшему с супругой на вернисаж (и, оказавшемуся, пожалуй, единственным политиком, решившим насладиться искусством в статусной галерее) - такие правила показались, видимо, чересчур нелепыми и, как и следовало ожидать, были проигнорированы. Так что понять всю прелесть того, что придумала талантливая бразильская художница Арсению и Терезе Яценюкам не довелось - чуть потоптавшись по оранжевому ковролину ботинками и шпильками, пара продолжила осмотр верхних этажей. Уже в сопровождении хозяина - коллекционера Виктора Пинчука.
Не знаю, снимал ли ботинки Виктор Михайлович, когда заходил в зал с новой инсталляцией Синтии Марселле, но его casual-стиль в тот вечер свидетельствовал о негласном дресс-коде - демократичность. Ведь в центре события на этот раз, уже по традиции осенних вернисажей в PinchukArtCentre, снова были 20-летиние таланты - в джинсах, куртках, креативно лохматые или не менее креативно лысые. В общем, артистическая молодежь с лицами "обезображенными интеллектом". Среди публики, таких лиц тоже оказалось не мало.
Как обычно - вся арт-тусовка столицы в это вечер была в PinchukArtCentre: большинство галеристов и арт-дилеров, метры украинской арт-сцены - Арсений Савадов, Виктор Сидоренко, Павел Маков, Георгий Сенченко. Как всегда было много иностранцев, и работающих у нас, и специально приехавших в Киев на вернисаж. И разумеется, не упустили случая присмотреться к потенциальным украинским "звездам" и увидеть зарождающиеся тренды коллекционеры.
Подковерная грязь мира
Большинство гостей вернисажа требование снять обувь, прежде чем ступить на арт-объект проекта "Видеть, чтобы быть увиденным" Синтии Марселле, не удивило. Публика, особенно дети, с большим воодушевлением воспользовалась предложенной художницей возможностью стать частью инсталляции, поэкспериментировать с пространством. Тем более, что созданный художницей "ландшафт" просто провоцировал на то, чтобы скатиться по пригорку и комфортно залечь в ложбинке (как это выглядело – см. в фотогалерее). Правда, подальше от огромной четной трубы, покрытой жирной черной грязью. Но присмотревшись, понимаешь, что весь ландшафт состоит из такой пыли и грязи. Правда, все это скрыто под ярким оранжевым ковром. И инсталляции Синтии – это визуальная метафора попыток человека спрятать "грязь будней" подальше от глаз.
Вторая работа художницы, специально созданная для выставки - это видео. Фильм называется "Столетие" и создана Синтией совместно с кинематографистом Тиаго Мата Мачадо. О смысле этой работы она говорит так: "Для меня "Столетие" - это образ разборки эпохи, образ ее разрушения".
По словам художницы, создать такой монументальный проект она смогла благодаря гранту, полученному в прошлом году (по условиям Future Generation Art Prize победитель получает $60 тысяч наличными и $40 тысяч - в виде гранта на создание новых произведений искусства).
"Но, очень важно, что я не только получила премию. Мол, Синтия, вот твоя премия и едь себе до Бразилии. Нет. Берн ездил со мной и смотрел мою выставку в Сан-Пауло. Мы на протяжении года разговаривали о моем новом проекте. Это очень важно для художника, иметь такой диалог в процессе работы".
Экспозиция расположена на 2 этаже арт-центра и будет открыта до 8 января 2012.
20 номинантов и мировой контекст
Жанна Кадырова создала свой проект из кусков асфальта с киевских дорог. Гамлет Зиньковский нарисовал 1000 портретов мужчин на спичечных коробках. Добрыня Иванов сделал сосновую скульптуру, отсылающую к авангарду начала прошлого века своей грубой фактурой и родченковской темой развития (стула рабочего клуба).
"Эта сосновая скульптура наиболее точно показывает ситуацию трансформации. Сейчас большинство активно возвращается к авангарду, берут оттуда. Это всемирная тенденция, но Добрыня сделал это по нашему, по-карпатски. Как будто приехали заробитчане…", - делится галерист и музыкант Павел Гудимов своими первыми впечатлениями от выставки 20 номинантов премии PinchukArtCentre. Выставка понравилась прежде всего тем, что немало наших молодых художников работает не на локальном, а на глобальном уровне.
"Они глобализацию и любят, и ненавидят, - продолжает Гудимов. – И этот конфликт внутри молодых художников - самый главный. И когда они выбирают тему, это схватка часто выносится наружу. И некоторые уже дали себе ответ совершенно цинично сказав: "Не-не. Мы работаем на глобальной уровне. Это Никта Кадан, Лада Наконечная, Жанна Кадырова, Добрыня Иванов".
"Причем, мы, продолжая диалог с городом, снова вышли за пределы стен арт-центра", - заметил Бйорн Гельдхоф. Сергей Радкевич сделал работу на Бесарабском рынке. И она отлично вписалась в старинное здание рынка, как будто всегда была там.
Кто получит премию PinchukArtCentre станет известно 9 декабря. Лучшего определят члены Международного жюри - известные художники и руководители арт-институций. Обладателям Главной и Специальных премий, кроме денежного вознаграждения размером 100 тысяч гривен и 25 тысяч гривен соответственно, будет предоставлена возможность пройти месячную стажировку в мастерских всемирно известных художников.
Посетители выставки тоже могу проголосовать. Художник, набравший большее количество голосов получит "Приз общественности" - 10 тысяч гривен.
Выставка будет проходить в PinchukArtCentre по 4 декабря 2011 года.
(О выставке 20 номинантов премии PinchukArtCentre в фоторепортаже внизу текста, подробней - на портале delo.ua 1 ноября).
"Звезды" из коллекции
На самом верхнем этаже PinchukArtCentre разместились два выставки уже успешных, состоявшихся, знаменитых. Во-первых, полностью обновлена "Коллекционная платформа 2: Циркуляция". В этой экспозиции избранных работ украинских и международных художников из коллекции арт-центра на этот раз впервые в Украине представлены "Ленин на роликах" Бэнкси, "Автопортрет" Чака Клоуза, "Эффект Доппельгангера" Фреда Томазелли, "Автопортрет" Лизы Лу, "Рудник Хамм" Андреаса Гурски.
Выставка продлится по май 2012 года.
Ройтбурд высказался о ксенофобии
Автором работ еще одной выставки, открывшейся в PinchukArtCentre стал одни из самых коммерчески успешных украинских художников – Алексндр Ройтбурд.
"Если в кране нет воды" - так он назвал свой проект, отсылая, разумеется к изветной в 1970-х песне Константина Беляева: "Если в кране нет воды, значит, выпили жиды", и дальше - "Евреи, евреи, кругом одни евреи".
Ройтбурд изобразил хасидами знаменитых медиа-персон - начиная от Александра Пушкина и Тарас Шевченко, и заканчивая "Битлз", братьями Кличко и Майклом Джексоном. Потому что, если в кране нет воды, значит выпил кто? Майкл Джексон. Вот до такого абсурда доводит ксенофобию современного общества автор проекта.
"Я прекрасно осознаю, что я показываю эти работы в ситуации когда градус толерантности совершенно изменился. Стали более агрессивны ксенофобские тенденции - это можно заметить невооруженным глазом. Это более тревожно, чем 10 лет назад", - объясняет Ройтбурд свое решение высказаться по "еврейскому вопросу".
Интервью с художником Александром Ройтбурдом на сайте delo.ua о его проекте "Если в кране нет воды" - завтра, 31 октября.
PinchukArtCentre работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 21:00. Вход свободный.
Фото: Алена Владыко, Дарья Гладских