Бум документалистики в Украине: что кроме энтузиазма

Украинские фильмы новой волны состоялись благодаря гражданской позиции их авторов. Чем еще этот опыт и вызовы важны для киноиндустрии. Об этом — в проекте "Снято в Украине", который инициирован порталом delo.ua и Медиа Группой Украина

Впервые среди номинантов, претендующих на "Оскар", есть фильм, созданный при участии Украины. Это документальная лента "Зима в огне" голливудского кинорежиссера Евгения Афинеевского. Первое отличие картины от целой полки фильмов на тему Майдана — понятная широкой международной аудитории стилистика. Эта лента создана зарубежными специалистами при участии нескольких десятков украинских операторов.

За фильм "Зима в огне" и еще более чем за 400 украинских фильмов — документальных, игровых, анимационных, сериалов — можно проголосовать здесь.

Уже не экзотика

С операторами Майдану повезло: отснятой хроники Революции Достоинства хватит для солидного архива. Эта тема вовлекла и мэтра Сергею Лозницу, и телеоператоров, и аматоров, которые снимали пылающий Киев на мобильные телефоны.

"За последние два года в Украине появились десятки новых авторов. Прежде всего, это Екатерина Горностай — новое слово в украинском документальном кино", — говорит продюсер, соосновательница фестиваля кино и урбанистики "86" Надежда Парфан. В этом году форум, который репрезентует неигровое креативное кино со всего мира, вводит национальный конкурс. Наряду с кинофестивалями Docudays UA и "Молодость" форум "86" будет открывать новые имена — в авторской документалистике и не в Киеве, а в Славутиче, где проходит фестиваль.

Режиссер Екатерина Горностай получает приз международного кинофестиваля "Молодость" — ее фильм "Поодаль" ("Віддалік") победил в национальном конкурсе . Фото: razbeg.org

Документальное кино уже не экзотика для украинского кинопроката или телеканалов. В отличие от игровых фильмов, здесь зачастую не принципиальны миллионные бюджеты, сложная техника и огромные команды. Не каждому автору по плечу только профессионализм, знание этого направления киноискусства, индустриальное качество работы. Но есть и вдохновляющие примеры — "Живая ватра" Остапа Костюка или "Украинские шерифы" Романа Бондарчука, завоевавшие признание ведущих мировых фестивалей документального кино — Hot Docs, IDFA.

Производство: изобретательное искусство

Как свидетельствует пример фильма "Последнее лето" студента Киевского национального университета имени Карпенко-Карого Андроника Барберяна, качество документального кино не всегда подразумевает высокотехнологичные съемки. 11-минутная студенческая лента о начале войны в Сирии создана в буквальном смысле "из всего, что было". Этот фильм привлек внимание зрителей кинофестиваля "Молодость-2015" и стал фаворитом кинокритиков благодаря тому, как была рассказана история.

"В формировании бюджета документального фильма многое зависит от задач картины и навыков автора. Самые универсальные профи, пожалуй, выпускники Школы Марины Разбежкиной. Они зачастую обходятся минимальными средствами", — говорит кинорежиссер Дмитрий Сухолиткий-Собчук. С другой стороны, некоторые кинематографисты критикуют учеников Разбежкиной за аскетичный выбор приемов кинематографии.

В случае с короткометражной историей об одном герое режиссер может справиться с маленьким бюджетом. А у фильмов, предполагающих съемку в стиле National Geographic и сложный постпродакшн, такие же миллионные бюджеты, как у игровых.

Типичные затраты на производство на подготовительном этапе съемок — аренда техники для амбициозного проекта, а также командировочные расходы. На стадии продакшна предстоит комплекс работ со звуком, монтаж, цветокоррекция.

Особенность документального кино в том, что в отличие от игровой картины, визуальных эффектов здесь обычно не требуется. Хотя, к примеру, фильм "Зима в огне" создан с использованием графики.

Кадр из фильма "Зима в огне"

Немалая часть бюджета уходит на перевод и субтитрование фильма, иначе он не попадет на международный кинофестиваль или такую платформу, как Netflix. При этом большинство авторов для адаптации считают приемлемыми субтитры, а не переозвучивание. Ведь перезапись звука способна убить атмосферу фильма, а в случае с известными личностями или историческими моментами — и саму документальность работы.

И все же главный этап в создании документального кино — мыслительные процессы, из которых и рождаются слепки эпохи. "Самые сложные проблемы приходится решать на подготовительном этапе. Это идейно-мировоззренческие вопросы, художественные задачи: на чем фокусируемся, куда двигаемся дальше…" — рассказывает Сухолиткий-Собчук.

Финансирование: узкопроектные гранты

К высокобюджетным можно отнести фильмы режиссеров, победивших на питчингах Государственного агентства Украины по вопросам кино. К примеру, бюджет ленты "Живая ватра", которая получила стопроцентное госфинансирование — 1,2 миллиона гривень.

Также украинские режиссеры могут претендовать на гранты фонда "Возрождение", зарубежных фондов и НГО. Классификация таких программ широка — от кризисных тем до гендерного признака режиссера. Так, гранты The Scottish Documentary Institute Consultancies классически предназначены для поддержки кинопроектов. А грантовая программа POV: Call for Entries из США нацелена на международную дистрибьюцию независимой документалистики .

Съемки документального фильма "Голливуд над Днепром" режиссера Олега Черного (студия "Директория кино") — бюджет 2,45 млн. грн. , полностью профинансирован государством. Фото: bezkino.com

Система краундфандинга в Украине оказалась не такой уж неработающей — при помощи сбора средств уже сформирован бюджет фильма "Процесс" об Олеге Сенцове (39 тысяч гривень). А лента "Зима в огне" — пример украинского краудсорсинга с привлечением десятков операторов.

Продюсеры, в частности Надежда Парфан, полагают, что с финансированием документального кино в Украине все не так плохо, ведь в других странах господдержка таких фильмов не предусмотрена.

Но с точки зрения самих авторов неигровых фильмов эта система в Украине требует совершенствования на уровне законодательства. К примеру, в условиях войны государство не может выступать надежным финансовым партнером. Также, в отличие от игрового кино, документалисты не могут себе позволить отложить съемки актуальных событий и героев. Кроме того, сотрудничество с Госкино предполагает годовые проекты, в то время как корректность производственного термина для документалиста определяет сама жизнь. К примеру, режиссер Дмитрий Стародумов снимает историю о социокультурных аспектах Востока Украины, начиная со времен депрессии после Оранжевой революции в 2006-м.

"Пока что сложно представить, что государство финансирует проект продолжительностью хотя бы три года", — говорит режиссер, сооснователь "Вавилона-13" Владимир Тихий.

Самая оптимальная система финансирования, говорят сами документалисты, это полугосударственный и полуобщественный фонд с независимой от правительства политикой. "Важно, чтобы такой фонд рассматривал развитие украинского кино как процесса, а не отдельных проектов. Та же грантовая система является узкопроектной", — говорит Владимир Тихий.

Продюсер Геннадий Кофман считает, что в Украине нужны разные формы поддержки кинопроектов на стадиях их производства: "Хорошо, если будет возможность получить грант или стипендию на создание сценария или развитие документального проекта, замечательно, если начнут действовать региональные кинофонды, которые будут предоставлять частичную поддержку кинопроектам, которые снимаются в их регионе. Очень хорошо, если, по-примеру польского Союза кинематографистов, наша Спілка тоже будет управлять авторскими правами и часть средств от реализации этих прав выдавать в форме грантов на создание фильмов; когда центральные телеканалы будут участвовать в копродукции и частично финансировать проекты".

Американский продюсер украинского происхождения Джейди Захариас уверен: для производства документального кино приниципиальна не только гражданская позиция его авторов. "Безусловно, важна государственная поддержка, лояльность меценатов, фондов и телеканалов. Ведь финансирование документального фильма не менее важно, чем помощь, скажем, детского дома — такое кино во многом выполняет образовательную функцию", — говорит Захариас.

Школа: разрозненные инициативы

Базовым вузом для документалистов остается Киевский национальный университет имени Карпенко-Карого. А более современные университеты остаются прерогативой инициатив и тренингов с отдельными обучающими программами.

К примеру, школой жизни для молодых кинематографистов во времена Революции Достоинства стало объединение "Вавилон-13". Эта инициатива способствовала формированию ответственного отношения к фиксации хроники и цеховой солидарности. Первым заметным результатом стал полнометражный фильм коллективного авторства "вавилоновцев" "Сильнее, чем оружие". В настоящее время они готовят ряд авторских кинокартин.

Следующим "Вавилоном" может стать Школа известного кинооператора Ярослава Пилунского и единомышленников. Сейчас, на этапе войны на Востоке Украины, объединение сотрудничает с волонтерскими организациями и гражданскими активистами. Работы кинематографистов посвящены такой кризисной теме, как украинские военные, которые вернулись в родные села. Микрофильмы участников этого объединения представлены на сайте Hero.ua.

Прижились в Украине и такие программы, как Лаборатория кинопроизводства для молодых кинематографистов "Инди Лаб". Эти тренинги ежегодно проходят в рамках фестиваля американского кино "Независимость" при поддержке Посольства США в Украине. Участники лаборатории работают над построением драматургической структуры и монтажом короткометражных документальных фильмов.

"Несмотря на то, что для некоторых это первый опыт монтажа, авторы успешно завершают работу над фильмами к концу второй сессии лаборатории и представят результаты в рамках фестиваля", — рассказывает куратор лаборатории, режиссер, исследователь документального кино Дмитрий Тяжлов. В преобразовании замысла на завершенную короткометражную документальную ленту авторам помогают наставники-кинематографисты из США и Дмитрий Тяжлов, который преподает и в КНУ им. Карпенко-Карого.

В прошлом году итогом "Инди Лаб" стали десять проектов фильмов. Команда проекта "Холодный Яр. Завещание" получила грант Президента. Три работы — "Володя герой революции" Петра Армяновского, "Самооборона" актрисы Кристины Люльченко и "Мой папа ватник" Александры Васиной — уже завершены.

Есть в Киеве и первый опыт проведения независимых питчингов начинающих документалистов — "Лабдокутолока". Проект основан в 2014-м году группой "Докутолока" при финансировании программы поддержки украинско-польских инициатив Хакатон Бридж. На первом этапе проекта прошел отборочный конкурс, который предусматривает оценку заявок и трейлеров будущих фильмов.

Отобранные проекты подготовили к питчингу, прорабатывая с участниками этапы развития проекта, подготовку трейлера и самого питча. На втором этапе в рамках Docudays UA-2015 прошел учебный питчинг проектов "Лабдокудотолоки". Итогом стал диск с материалами проектов-участников. "Несколько проектов уже находятся на стадии постпродакшна", — комментирует куратор Дмитрий Тяжлов.

Соосновательница общественной организации СУК ("Сучасне українське кіно") Валерия Сочивец, которая активно репрезентует фильмы молодых авторов, отмечает, что съемочная группа "молодого" документального фильма зачастую состоит из режиссера, оператора и продюсера в одном лице.

"Больше всего начинающему режиссеру нужны площадки для презентаций его проектов, где он мог бы заинтересовать своими идеями продюсеров и получить поддержку, — говорит Сочивец. — Ведь документальные фильмы не всегда требуют таких значительных бюджетов, как в случае с госфинансированием. Зачастую вопрос номер один — техника".

А Дмитрий Тяжлов большинство участников обучающих программ характеризует скептически: "Режиссеры в Украине мало внимания уделяют постоянному повышению профессионального уровня, который является основой успешного творческого развития. В то же время можно услышать от них о недостатке квалифицированной профессиональной консультации от практиков документального кино. Но как ни парадоксально, количество просмотров онлайн мастер-классов режиссеров мирового уровня на канале фестиваля Docudays UA немногим более ста".

Дистрибьюция: спецпоказы и онлайн-премьеры

Судьба 90% документальных фильмов в Украине коротка. Оптимистичный вариант: фестивальная история — специальные показы или кинопрокат — показ на телевидении — публикация на Youtube. Но зачастую связующая со зрителем цепочка состоит из двух звеньев — спецпоказов и онлайн-премьеры. Продажа фильмов продюсерам таких платформ, как Netflix, станет целесообразной, когда Украина преодолеет проблему пиратства.

Из фестивалей наиболее влиятельным остается Docudays UA, благодаря которому многие зарубежные документалисты открыли для себя Украину.

Для кинопроката неигровой фильм остается несколько рискованным продуктом. "Документальное кино не является типичным кинотеатральным жанром, — считает директор кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе. — Примеров неигровых лент, которые собирали бы широкую аудиторию, очень мало.

В "Жовтне", например, это был "Майдан" Сергея Лозницы, который демонстрировался через несколько месяцев после Революции Достоинства, а затем — актуальный "Музей революции" Натальи Бабинцевой.

Мало было аншлаговых сеансов и в кинотеатре документального фильма "Орбита", что действовал в советское время в Киеве".

По словам Горделадзе, интерес к украинскому документальному кино у "Жовтня" есть, нет только большого выбора полнометражных картин.

В программе "Кинопанорамы" документальные фильмы отечественного и зарубежного производства стали обычным делом. С аншлагами, отмечает директор кинотеатра Наталья Соболева, прошли показы фильмов "Вавилона"13" и "Замуж за иностранца" (США). В этом году она готова расширить репертуар неигрового кино.

Не редкость документальные фильмы и в репертуаре кинотеатра "Лира", который в формате длительного проката репрезентует украинские фильмы и современных, и актуальных авторов.

Нестандартные модели дистрибьюции в Украине тоже случаются. К примеру, авторы фильма "Добровольцы Божьего взвода" ("Добровольцы Божьей четы") Леонид Кантер и Иван Ясний сами провели переговоры с руководством каждого кинотеатра, где фильм вышел в прокат.

На премьере фильма "Добровольцы Божьего взвода" ("Добровольцы Божьей четы"), которая прошла в киевской "Кинопанораме" 31 января 2015 года. Фото с сайта day.kiev.ua

31 Также они активно презентовали картину. Общее количество зрителей в Украине, по данным Ивана Ясния, составило 26 тысяч человек.

Аудитория фильма "Вавилона-13" "Сильнее, чем оружие" в Украине, по данным Игоря Савиченко, составила более семи тысяч человек.

В регионах показы документального кино проходят с аншлагами, убедилась Валерия Сочивец. Для таких сеансов СУК формирует альманахи документальных фильмов кино, включая в них работы, предоставленные украинскими режиссерами. В Киеве специальные показы сборников "Укрдок" и "Портрет" собрали преимущественно кинокритиков и самих кинодеятелей. А вот в регионах, рассказывает Сочивец, на киномероприятия ощущается голод. По итогам отборщиков СУКа, главными недостатками украинских документальных фильмов являются недостаточное для большого экрана качество звука и ориентированность на телеформат.

Когда документальное кино в Украине станет индустрией?

Отвечая на вопрос "Когда документальное кино в Украине станет индустрией?" Геннадий Кофман предполагает, что он к тому времени выйдет на пенсию.

Пусть формирования системы производства в Украине нужно подождать лет сто, самые интересные фильмы случатся именно в неигровом кино. В Украине для этого есть авторы, темы и герои, отмечает Надежда Парфан.

А Владимир Тихий напоминает: "В Украине документальные фильмы снимаются независимо от финансирования. Новое поколение режиссеров уже не готово сидеть, сложа руки в ожидании транша, а создает фильмы, опираясь на другие мотивации".

лена Коркодым, киножурналист, обозреватель "Детектор медиа", специально для проекта "Снято в Украине".

Мнения украинских документалистов — Дмитрий Тяжлов, Геннадий Кофман, Надежда Парфан, Владимир Тихий и американец украинского происхождения Джейди Захариас — о сотрудничестве с иностранными экспертами, востребованных темах, генерации молодых, возможностях коммерческого успеха и о том, как заманить зрителя в зал — здесь.