Может ли украинский дизайнер защитить свои творения от копирования?

Защита от подделок и копирования в мире моды с помощью интеллектуальных прав — дело непростое, но и не безнадежное, уверяет старший юрист AstapovLawyers Илларион Томаров

Главная беда для дизайнера, придумавшего модную вещь (одежду, аксессуар), мгновенное появление дешевых и некачественных подделок. В итоге дизайнер не просто лишается дохода, но и теряет репутацию в лице потенциальных потребителей.

Защита интеллектуальной собственности для мира моды это не просто обязательное условие, это жизненно важная необходимость. Как бы странно это ни звучало, но традиционные виды охраны результатов творческого труда и способы защиты интеллектуальных прав в индустрии моды не работают.

Вначале расскажем об этих попытках, а далее — о тех способах, которые все же могут реально защитить дизайнера от подделок.

Существуют три традиционных формы, в которых защищаются объекты индустрии моды:

  1. торговые марки;
  2. произведения (объекты авторского права);
  3. промышленные образцы.
Туфли Лабутена как торговая марка

В индустрии моды торговые марки совпадают с именами модельеров, которые они зарегистрировали в разных вариантах, чтобы наносить на одежду и аксессуары, рекламировать и т.д. Мировые гиганты моды вкладывают огромные деньги, чтобы их товарный знак вызывал у потребителей желание заплатить больше, но получить взамен гарантию качества и символ принадлежности к кругу избранных.

Примитивная подделка копирует все, включая торговую марку — имя модельера. Иногда торговую марку могут изменить так, чтобы она имела сходство с оригиналом. И наконец, возможен вариант копирования изделия без чужой торговой марки или с нанесением своего знака — это самый сложный вариант для препятствования распространению подделок.

Иногда регистрируют доминирующий элемент своего стиля, который узнаваем потребителем также хорошо, как торговая марка. Например, характерный узор сумок Louis Vuitton или знаменитая клетка Burberry. Но даже наличие такой сильной охраны слабо препятствует количеству китайских подделок этих известных брендов, которыми заполнены улицы не только Украины, но и европейских столиц.

Примером может быть случай с красной подошвой женских туфель от Кристиана Лабутена, который пытался запретить копирование этого элемента обуви Ив Сен-Лорану. Дело в том, что Лабутен еще в 2008 году зарегистрировал торговую марку в США, охрана которой касалась красного цвета лакированной подошвы для женских модных туфель.

В 2011 году Лабутен предъявил иск к Ив Сен-Лорану, обвиняя последнего в нарушении прав на упомянутую торговую марку, тем самым получая конкурентное преимущество. Юристам Лабутена удалось доказать, что благодаря известности этого элемента, который стал своеобразной подписью его стиля, красный цвет для женских туфель приобрел самостоятельное "вторичное значение" и стал ассоциироваться у потребителей с именем Лабутена.

Тем не менее, суд принял во внимание, что Ив Сен-Лоран выпускал женские туфли полностью красного цвета, тогда как Лабутен узнаваем благодаря контрасту между красной подошвой и верхом другого цвета, потому отказал в удовлетворении иска. В Испании суд тоже отказал Лабутену в аналогичном иске против Zara.

Наоборот, успешным оказался иск Gucci против Guess, в котором суд обязал последних выплатить истцу почти 5 млн долларов за нарушение прав на торговые марки. Эта сумма равна доходу, полученном Guess при изготовлении и продаже обуви, на которой незаконно размещены несколько знаков, сходных с торговыми марками Gucci (логотип с двумя буквами "G").

Если поддельные вещи продаются в Украине, но шьют за ее пределами, то судиться можно только с продавцом подделок. Перспективы такого иска нужно оценивать в каждом конкретном деле, но иногда, если подделка воспроизводит торговую марку, более эффективным может быть обращение в правоохранительные органы — у них есть полномочия арестовать продукцию и временно закрыть склад и магазин.

Одежда — чтобы носить, а не смотреть в музее/на выставке

Попытки воспользоваться авторским правом как способом защиты произведений моды, к сожалению, не увенчались успехом. Причина в том, что суды разграничили одежду от произведений искусства при помощи утилитарного критерия — цели использования.

Судебная практика указала на то, что функциональные элементы не подлежат защите ни торговыми марками, ни авторским правом. Другими словами, одежда слишком практична, чтобы быть произведением, потому что практически невозможно отделить само произведение от одежды как материального воплощения. Исключения — это самостоятельные выразительные орнаменты и узоры вроде той же клетки Burberry, которые скорее превратятся в торговую марку.

Американские суды указали, что нельзя дать небольшой группе дизайнеров монополию на формообразующие элементы одежды: воротники, манжеты, рукава, крой платья. За редким исключением тяжело обозначить разницу между пиратским дизайном и элементом глобального тренда, потому авторское право включает дизайнеру "зеленый свет": копировать друг друга законно. Главное — наносить свою торговую марку.

Такие иски за копирование внешнего вида обуви подавали Александр Маккуин к Стивену Маддену и Баленсиага к тому же Стивену Маддену, но получить решение в свою пользу у истцов не вышло.

Промышленный круг, он же — замкнутый

Промышленный образец максимально точно соответствует объекту охраны — это зрительный образ изделия, который характеризируется такими признаками как состав и количество композиционных элементов, их форма, взаимное размещение, пропорции и симметрия, материал, фактура, колорит, целью которого является удовлетворение эстетических потребностей. В это определение легко укладываются пальто, платье, пиджак, рубашка, обувь и сумочки. Защитить патентом можно как изделие в целом, так и отдельные его элементы — воротник, карман, капюшон, застежку, пуговицу и т.д.

К сожалению, реальность превращает эти ожидания в замкнутый круг: вначале нужно подать заявку на получение патента на промышленный образец — изображение модели одежды, который будет получен через полгода — как раз к тому моменту, когда будет готова новая коллекция; но в период, пока вы подали заявку, но не получили патент, успевают появиться подделки; чтобы бороться с ними, вам нужен патент, который пока еще не выдан; с выходом новой коллекции нужно подавать заявки на уже новые промышленные образцы и так по кругу.

Промышленные образцы могут быть эффективным способом борьбы с подделками и их продавцами, если получить патент за два-три месяца после подачи заявки. Но мода требует сезонного обновления и к моменту выхода новой коллекции именно ее начнут подделывать, а защитить ее пока нечем.

Зачем охранять то, что незарегистрировано

К счастью, мы не первые, кто осознал бесполезность традиционных способов защиты, и потому можем позаимствовать у европейских стран два рабочих механизма защиты от подделок в индустрии моды:

  • незарегистрированные промышленные образцы;
  • борьба с онлайн-торговлей подделками при непосредственном участии крупных торговых онлайн-площадок.

Незарегистрированные промышленные образцы (далее — НПО) охраняются без каких-либо формальностей на территории стран Евросоюза с 2002 года. Условия охраны НПО: объект стал открытым для доступа на территории хотя бы одной из стран ЕС и его раскрытие адресовано аудитории, которая непосредственно связана с таким видом объекта дизайна.

Срок охраны НПО — 3 года со дня, когда он стал впервые раскрыт публике. Права на НПО принадлежат лицу, которое впервые открыло доступ к нему (например, провело открытый показ моделей во время Недели моды).

Год тому назад Европейский суд справедливости, в рамках иска Karen Millen к крупному европейскому ритейлеру одежды, разъяснил, что индивидуальный характер дизайна определяется по общему впечатлению, которое он производит на потребителя, но не по соединению разных элементов более ранних дизайнов, либо нет — и этого достаточно для запрета третьим лицам копировать этот дизайн.

В рамках реформы системы охраны интеллектуальных прав в Украине в парламент подан законопроект, которым предлагается ввести охрану для незарегистрированных промышленных образцов и в Украине. Условия охраны очень похожи на европейские, потому остается приветствовать инициативу, которая способна упростить защиту от подделок в индустрии моды.

Опыт Франции как пример синергии торговцев и правообладателей

Путем длительных переговоров между правообладателями и площадками электронной торговли во Франции достигнуто соглашение по введению ряда технических мер борьбы с онлайн-торговлей подделками:

  1. установить фильтры в виде ключевых слов, которые указывают на подделку, размещенную тем или иным продавцом;
  2. постоянный анализ профилей продавцов с целью блокирования и удаления тех, кто продолжает торговать подделками;
  3. установление личности продавцов, дабы облегчить начало судебных процессов.

Также стороны упростили процедуру защиты интеллектуальных прав путем ведения простого уведомления о продаже поддельных товаров, а также наказания для продавцов подделок в виде временного запрета торговать (на 6 месяцев) или удаления его аккаунта на торговой площадке и блокирование перерегистрации.

Защита от подделок и копирования в мире моды с помощью интеллектуальных прав — дело непростое, но и не безнадежное. Главное — многоступенчатая и продуманная система приобретения авторских прав и регистрации торговых марок и промышленных образцов. Если же дизайнер продает свои коллекции в Европе, то прогноз гораздо более оптимистичный — можно воспользоваться такими передовыми юридическими методами как НПО и блокирование продавцов подделок на онлайн-площадках.