Что упустил Янукович в своей программе экономических реформ

Президент Украины Виктор Янукович представил программу экономических реформ на 2010-14 гг. По мнению экспертов там нет ничего революционного, а только решение давно назревших проблем. В то же время в программе нет ответов на неудобные вопросы

не содержит неожиданностей; в него помещен набор перемен, которые обсуждаются уже долгое время, но так и не были воплощены в жизнь из-за недостатка политической воли. При этом многие вопросы все еще требуют ответа. Мы не ожидаем активных реформ в этом году. Украина рискует упустить очередное «окно возможностей» для перемен.

После 100 дней пребывания у власти президент обнародовал планы по реформам. Президент Виктор Янукович 2 июня представил программу реформ на 2010-14 гг. Данная программа готовилась сотрудниками международной консалтинговой фирмы McKinsey Company и украинского аналитического центра Бюро экономических и социальных технологий, консультирующего Партию регионов, возглавляемую господином Януковичем.

Перечень до сих пор не сделанного

...без революционных идей…
Предлагаемые реформы не являются революционными. Они вписываются в рамки того, что можно назвать «либеральной повесткой дня для Украины», — набора направлений государственной политики, заявленного в многочисленных рекомендациях со стороны международных финансовых организаций и аналитических центров. Эта повестка дня предполагает приватизацию, либерализацию, бюджетную децентрализацию, реформу государственных услуг, таргетирование социальной помощи и т.п. Таким образом, в данном документе не объявляется какой-то «новый курс» для Украины. Скорее, это повторение тех реформ, которые декларировались предыдущими правительствами, но не воплощались в жизнь.

...и многие опорные точки остаются неясными.
Программа носит очень осторожный характер. Она избегает ответов на многие неудобные вопросы. К примеру, там не сказано ничего по поводу того, почему Украина не намерена иметь сбалансированный бюджет в период ожидаемого экономического роста, и того, за счет чего будут финансироваться бюджетные дефициты свыше 2% ВВП в течение 2011-14 гг. Программа очень решительна относительно давно обсуждаемого введения единого социального взноса и второго уровня пенсионной системы, однако не содержит четкого видения о деталях этих процессов и их взаимосвязи. Таким образом, программа в ее нынешнем виде является преимущественно кодификацией общеизвестных знаний о том, что необходимо сделать Украине. Программа также не содержит положений по такой важной теме, как реформа государственного сектора (там указано, что план соответствующих изменений будет представлен позже).

Повестка дня на 2010 год: скромная, но жесткая

Четкие посылы на 2010 год: прекращений субсидий для промышленности и рекапитализации банков. Если выделять ключевые решения, запланированные на текущий год, то мы нашли три четких посыла. Во-первых, правительство планирует до конца 2010 г. завершить рекапитализацию банков. Во-вторых, кворум для собраний акционеров планируется сократить с 60% до 50% + 1 акция. В-третьих, скидки на цены на газ, электроэнергию и транспортные услуги для промышленных предприятий должны быть устранены до конца 2010 г. Это самые важные и в то же время жесткие и однозначные заявления программы относительно 2010 года, которые нам удалось определить.

Ищем важные сообщения...

Рекапитализированные банки будут приватизированы? В программе сказано, что те банки, которые были недавно национализированы государством, должны быть приватизированы до конца 2012 г. Это Укргазбанк (в который государство влило 5 млрд. грн.), Родовид Банк (8,4 млрд.) и банк "Киев" (3,6 млрд.).

До 2014 г. обязательного медицинского страхования не будет. В программе сказано, что Украина не перейдет на систему обязательного медицинского страхования до конца 2014 г., несмотря на то что авторы документа считают данную задачу целью для Украины. Таким образом, как минимум еще на 5 лет Украина сохранит систему всеобщего здравоохранения, унаследованную из советских времен (так называемая система Семашко).

К 2012 году должен быть введен второй уровень пенсионной системы. Программа предполагает, что второй уровень пенсионной системы (обязательный накопительный фонд) должен быть введен к 2012 году. При этом четкой схемы данной реформы не представлено, особенно в отношении подробностей переходного процесса и ожидаемого уровня пенсионных отчислений, уплачиваемых работниками и/или работодателями.

Специальные экономические зоны возродятся? Программа содержит нерасшифрованную фразу о том, что к концу 2012 г. «на отдельных территориях будут созданы специальные режимы привлечения инвестиций». Это выглядит как попытка вернуться к опыту специальных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Эти неоднозначные проекты были созданы в 1990-е годы, но потом были закрыты в 2005 г. в связи с тем, что их небезосновательно посчитали большими «черными дырами» для ухода от налогов.

Таможенного союза с Россией нет. В той части, которая посвящена внешнеэкономическим отношениям, ничего не сказано о том вопросе, вокруг которого в последнее время ломается много копий: присоединении Украины к таможенному союзу с Беларусью, Казахстаном и Россией. Документ говорит лишь об усовершенствовании действующего режима свободной торговли со странами СНГ.

Повышение тарифов и приватизация в энергетике будут постепенными. Документ устанавливает конец 2012 г. в качестве крайнего срока приватизации энергораспределительных компаний и конец 2014 г. — для приватизации тепловых энергогенерирующих компаний. Задача повышения тарифов на газ и электроэнергию для населения до «экономически обоснованного уровня» все еще не снимает вопрос относительно значения слов «экономически обоснованный уровень». Данные изменения должны также быть проведены до конца 2012 г.

Рынок сельхозземель: теперь обещан к концу 2012 г. Программа ставит цель создания прозрачного рынка земель сельскохозяйственного назначения до конца 2012 г. Однако принятие законов о земельном кадастре и рынке земли не установлено в качестве задачи на 2010 год. Таким образом, Украина через два года может в очередной раз оказаться «не готовой» к  рынку земли.

Повестка дня все еще формируется

Не стоит ожидать стремительных реформ. В целом, документ подтверждает наше представленное в Инвестиционном гиде 2010 мнение о том, что Украине предстоит проведение медленных, вялотекущих реформ, а не широкомасштабных глубоких изменений. Таким образом, Украина рискует утратить очередное «окно возможностей» для перемен в тот момент, когда правительство имеет сильную поддержку в парламенте.

Международные финансовые организации: влияние остается, но не решающее. Украина продолжает вести диалог с Международным валютным фондом о возобновлении кредитования. Поскольку правительство планирует сохранять значительный бюджетный дефицит в течение 2010-14 гг., ему понадобится источник его финансирования. Таким образом, любые планы относительно экономической политики в 2010-11 гг. станут предметом обсуждения на предстоящих переговорах с МВФ. Однако по мере того, как Украина возвращается на путь устойчивого экономического роста, потенциальная роль МВФ в направлении ее экономической политики уменьшается.

Алексей блинов, аналитик Astrum Investment Management