- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Один голос за Тигипко обошелся кандидату в 29 долларов
стоимость нынешней избирательной кампании, по оценке Комитета избирателей Украины (КИУ), по итогам первого тура составляет около $800 млн. Причем половина этой суммы приходится на двух фаворитов гонки — Юлию Тимошенко и Виктора Януковича. За ними по масштабам затрат следуют Арсений Яценюк ($125 млн.), Сергей Тигипко ($100 млн.) и Владимир Литвин ($90 млн.).
В расчете на одного избирателя больше других кандидатов потратил Владимир Литвин. Каждый проголосовавший за спикера парламента обошелся кандидату в $146,5. Арсений Яценюк потратил на одного избирателя $62,6, поставив второй по значимости антирекорд эффективности избирательной кампании. Третий в списке Сергей Тигипко — с показателем $28,9. Такие цифры можно получить, поделив оценочную сумму расходов кандидатов на количество голосов по результатам Национального экзит-пола-2010.
Кто ровнее среди равных
«Агитация Тимошенко и Януковича — самая дорогая. По расходам они идут практически вровень. У Тимошенко бюджеты могут быть немного ниже за счет бартерных договоренностей с собственниками медиа», — отмечает Артем Биденко, руководитель Ассоциации наружной рекламы Украины, президент группы SA Political Communications. В общем итоге кампания Януковича обошлась ему в $200 млн., а нынешнему премьеру президентская гонка стоила около $190 млн.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaХотя украинское законодательство и прописывает равные расценки на политическую рекламу для всех кандидатов, на деле оказывается, что платят они за это совершенно разные деньги. Разве можно исключить ситуацию, когда место на рекламных носителях (в случае наружной рекламы) у конкретного провайдера отдано одному кандидату, а для других его просто не осталось. К тому же никто не отменял пиар в телевизионном эфире в виде участия в программах, а не только в формате рекламных роликов. «У одного кандидата есть депутат с достаточно крупной фирмой наружной рекламы, а у другого нет. То же самое телеканал: там, где один кандидат платит за участие в эфире, другой приходит бесплатно», — объясняет Артем Биденко.
По его оценке, на прямую рекламу (телевизионную, наружную, в прессе, радио и Интернете) кандидаты-лидеры по затратам в последние четыре месяца тратили в среднем по 85-95 млн. грн. (с учетом НДС и комиссионных рекламных агентств). Продолжительность пребывания Виктора Януковича в телеэфире в период с начала августа 2009 года по 10 января 2010-го, по данным мониторинга GfK Ukraine и «Коммуникационного альянса», составила 381 тыс. секунд (106 часов). Юлии Тимошенко — 317 тыс. секунд (88 часов) и еще 130 тыс. секунд (36 часов) эфира (из них 10 часов на канале M1) пришлось на проект «С Украиной в сердце».
В расчете на один голос избирателя в первом туре кампания Юлии Тимошенко стоила $27,3, а кампания Виктора Януковича — $24,8. С учетом второго тура эти цифры могут несколько измениться как в большую, так и в меньшую сторону. Однако совершенно очевидно, что аналогичные траты (в расчете на голос) кандидатов в президенты США на выборах 2008 года были намного скромнее. Бараку Обаме голос одного избирателя обошелся в $9,5, а его ближайшему сопернику Джону МакКейну — в $6 (отношение бюджетов кандидатов, по данным Федеральной избирательной комиссии США, к количеству голосов избирателей). В России, где у главного кандидата на президентских выборах 2008 года был вовсю задействован админресурс, тогдашнему кандидату (нынешнему президенту) Дмитрию Медведеву голос избирателя обошелся в 3,3 руб.
Дорогие избиратели
Стоит отметить, что зачастую оценки расходов, озвученные самими кандидатами и экспертами, существенно разнятся. Естественно, кандидаты занижают свои предвыборные траты. Так, например, расходы Инны Богословской, по ее словам, составят около 10 млн. грн. ($1,25 млн.). В то же время председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко оценивает избирательную кампанию этого кандидата в $20-30 млн.
По словам Арсения Яценюка, он потратил на свою кампанию сумму, эквивалентную $10 млн. В КИУ расходы этого кандидата (включая те, что были понесены до официального старта предвыборной гонки) оценили в $100-150 млн.
По данным избирательного штаба кандидата в президенты Виктора Ющенко, его расходы на предвыборную кампанию составили 32,6 млн. грн. Основная часть средств потрачена на телевизионные эфиры — 22,2 млн. грн. По данным экспертов «ДЕЛА», выборы-2010 обошлись нынешнему президенту в $10-12 млн.
Эксперты отмечают, что с точки построения медийной и PR-составляющих одной из самых удачных была кампания Сергея Тигипко. В частности, отмечается выигрышность ориентации кандидата на женскую аудиторию, в том числе посредством размещения в глянцевых изданиях.
По словам Тигипко, он потратил на избирательную кампанию 90 млн. грн. и не исключил, что эта цифра вырастет. По данным «ДЕЛА», президентская кампания обошлась кандидату в $100 млн.
Артем Биденко также выделил кампанию Юлии Тимошенко: «Эти кандидаты (Сергей Тигипко и Юлия Тимошенко. — «ДЕЛО») присутствовали в максимальном количестве медиа, закрывали все возможные аудитории, предлагали разные месседжи и явно не переплачивали за достижение своих контактов». И все же кандидатами из первой пятерки по расходам средства на политическую рекламу тратились скорее для удержания доли. «Изменений в рейтингах кандидатов за все время с начала кампании практически не произошло. Исключение составляет разве что Яценюк, у которого рейтинг заметно снизился», — констатирует Андрей Колесник, директор исследовательской компании Cortex.
Политолог Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что ресурсоемкая политреклама таких кандидатов, как Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Арсений Яценюк и Сергей Тигипко, не что иное, как давление массой. «Никто не соизмеряет издержки и бонусы», — заверяет политолог. Многие малобюджетные кандидаты вели бы себя так же, будь у них деньги. Но у них таких ресурсов не было.
СКОЛЬКО СТОИЛ ОДИН ГОЛОС ИЗБИРАТЕЛЯ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ-2010 (1-Й ТУР)*, $
Владимир Литвин | 146,5 |
Арсений Яценюк | 62,6 |
Сергей Тигипко | 28,9 |
Юлия Тимошенко | 27,3 |
Виктор Янукович | 24,8 |
Олег Тягнибок | 18,6 |
Виктор Ющенко | 7,8 |
Александр Мороз | 3,1 |
Анатолий Гриценко | 2,5 |
Петр Симоненко | 2,1 |
*Соотношение набранных кандидатом голосов и затрат на избирательную кампанию. В рейтинг вошли 10 кандидатов-лидеров
Использованы данные Центризбиркома (численность избирателей), результаты Национального экзит-пола-2010 (явка, процент набранных кандидатами голосов), оценки Комитета избирателей Украины и Ассоциации наружной рекламы Украины (расходы кандидатов)