НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,57

41,49

EUR

45,25

45,00

"Приват" купил авиакомпанию "Роза Ветров"

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": «Роза Ветров» стала четвертой отечественной авиакомпанией, которая перешла под контроль структур Игоря Коломойского. Теперь доля рынка авиаперевозок, занимаемая «Приватом», выросла до 60%
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

У авиакомпании Windrose («Роза Ветров») сменился собственник. По данным «ДЕЛА», главный акционер и гендиректор компании Владимир Каменчук продал свой пакет акций. Факт смены собственника в «Розе Ветров» подтверждают. «Да, у нас произошла смена владельцев», — сообщили «ДЕЛУ» в пресс-службе компании. Однако подробностей сделки — сумму и имя покупателя — там не разглашают. По информации источников «ДЕЛА», покупателями авиакомпании являются структуры, близкие к группе «Приват» Игоря Коломойского.

Об этом также свидетельствует политика, которой последнее время придерживается «Роза Ветров». В частности компания активно развивает сотрудничество с другими подконтрольными «Привату» авиакомпаниями: «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днипроавиа». Между перевозчиками еще в прошлом году было заключено interline-соглашение, позволяющее его участникам продавать перевозки по маршрутам своих партнеров.

Начиная с прошлого года «Роза Ветров» и авиакомпании, подконтрольные «Привату», развивали свое сотрудничество ударными темпами. В марте между воздушным альянсом Коломойского и «Розой Ветров» было заключено код-шеринговое соглашение, которое дало возможность компаниям использовать флот друг друга на правах сублизинга. Также на период летней навигации «АэроСвит» и «Роза Ветров» объединили свои маршруты на направлении Киев — Москва. При этом оператором перевозок на частотах, выделенных «Розе», стал именно «АэроСвит», который также получил возможность использовать борта «Розы Ветров» для обслуживания рейсов Киев — Москва. В результате это позволило компании Игоря Коломойского увеличить число рейсов в столицу России примерно в полтора раза — до 4-5 в день.

«Оккупация» Москвы

По мнению экспертов, именно привлекательное московское направление стало основной причиной поглощения «Розы Ветров» структурами Игоря Коломойского. «Основным интересом для альянса (авиакомпании, принадлежащие «Привату». — «ДЕЛО») являются направления, которые имеются у «Розы Ветров», — считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. Сегодня, согласно межправительственному соглашению между странами, украинские перевозчики имеют право осуществлять из Киева в Москву 35 рейсов в неделю. Из них «АэроСвит» совершает 26 рейсов, а «Роза Ветров» — 9. После поглощения последней группа «Приват», по сути, является монополистом в данном направлении.

Всего же после покупки «Розы Ветров» под контролем «Привата» окажется больше половины рынка авиационных перевозок Украины. Так, на долю «АэроСвита», «Донбассаэро» и «Днипроавиа» приходится 48,5% рынка. С присоединением же к этим компаниям «Розы Ветров» доля рынка авиаперевозок, занимаемая «Приватом», увеличивается до 60%.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ УКРАИНСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК*, %

МАУ
30,4
«Аэросвит»
27,3
«Днепроавиа»
12,3
Wizz Air
10,3
Windrose
9,2
«ДонбассАэро»
8,9
Другие
1,6

Неформальная монополия

Возможно, именно из-за опасения быть признанным монополистом новый собственник и не афиширует сделку. Необходимо отметить, что информация о смене собственника не была представлена и в Антимонопольный комитет. Напомним, сегодня ведомство рассматривает дело об объединении «АэроСвита», «Донбассаэро» и «Днипроавиа» в единую структуру. И если в момент принятия решения станет известно о причастности собственников этих компаний к покупке нового авиаперевозчика, государственное ведомство может признать объединение незаконным.

Тем временем, по информации «ДЕЛА», все четыре авиакомпании, входящие в неформальный авиаальянс «Привата», уже в скором времени могут ввести единую униформу для своих экипажей.