- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"На зарплате я был лишь раз": как Александр Соловей из фотографа вырос в финтех-бизнесмена
Finmap — сервис ведения финансового учета, запущенный в начале 2019 года. За три с половиной года его клиентами стали предприниматели из 12 стран, а количество транзакций превысило 4,5 млн. В марте 2020 года в число соучредителей и совладельцев компании вошел один из создателей Monobank, бывший IT-директор ПриватБанка, экс-министр Кабинета министров Украины Дмитрий Дубилет.
Один из основателей Finmap — киевлянин Александр Соловей. Через несколько месяцев ему, как и нашей стране, будет 30 лет, он обожает путешествовать и бывать в местах, максимально далеких от цивилизации. Первые предпринимательские шаги Соловей сделал, еще учась в школе: в 15 лет продавал фотоаппараты, а в 17 вместе с другом открыл импровизированную фотостудию, клиентами которой стали школьные друзья. Позже, учась в институте, он запустил мебельный бизнес. Finmap — следующий этап его бизнес-карьеры.
В первой серии спецпроекта "Преуспеть в 30" на Delo.ua, посвященному 30-летию независимости Украины, мы рассказываем, как Александру Соловью удалось вырасти из фотографа в успешные финтех-бизнесмены, с какими сложностями он сталкивался на своем пути, как заполучил бизнес-партнера и убедил "звездного" инвестора, будучи предпринимателем без опыта, и о чем мечтает во время уединенных сплавов на каяке.
Из фото в мебельный бизнес
Александр Соловей вспоминает, что ролевой модели наемного сотрудника у него перед глазами не было никогда. Его родители — предприниматели, поэтому бизнесом он стал заниматься рано — с 15 лет.
"Только однажды я был наемным сотрудником: продавал фотоаппараты в Comfy. Но пошел туда не столько ради денег, а потому что читал много книг о коммуникациях, продажах, о том, как себя презентовать, позиционировать, и понимал, что книги — это классно, но мне нужна практика", — вспоминает Александр.
На тот момент, все, что было связано с фотографией, он считал своим призванием. И, когда презентовали новый Nikon, он за стойкой в фирменной футболке продавал их полтора месяца.
В 2007 году одноклассник предложил ему вместе зарабатывать деньги на фотографии.
Соловей согласился. Основными клиентами ребят стали такие же школьники — в основном дочери очень богатых родителей.
"Тогда только-только появилась соцсеть "ВКонтакте", и все хотели классных фоточек, аватарок. За одну фотосессию можно было получить 100-300 долларов. В принципе, очень даже неплохо для 11-классника", — рассказывает предприниматель.
В 17 лет Александр Соловей начал заниматься фотографией как бизнесом, 2015 год
По окончанию школы Александр по настоянию отца пошел учиться в КПИ — на факультет оптического приборостроения. Отец занимался продажей различного узкоспециализированного оборудования, и сам по себе был "технарем", как и дедушка сооснователя Finmap.
"На мне это отразилось: я тоже технического склада ума и все, что связано с технологиями, мне нравится", — объясняет Александр Соловей.
Учась в КПИ, он получил не один, а два диплома — по программе двойного диплома поехал во Францию, где работал в оптической лаборатории, занимался исследованиями. Тамошний диплом защитил на французском.
По словам предпринимателя, он получил лучшее образование, которое в принципе мог получить. Конечно, там было 97% всякого буллшита — зазубрил — сдал — забыл, но остальные 3% сделали его тем, кем он есть.
"Техническое образование формирует определенный способ мышления, умение работать с информацией, превращать ее в какую-то полезность. Кроме того, оптическое приборостроение связано с военкой, где на первом месте бесперебойность и отказоустойчивость. Эти навыки — первое и самое главное в построении бизнес-процессов. Это определенный концепт, который мне помогает строить бизнес", — объясняет предприниматель.
Александр Соловей — сварщик во времена производственного бизнеса, 2016 год
В 2014 году, еще будучи студентом, он переезжал в новую квартиру. Мебели в ней не было никакой и денег на покупку тоже не было. Поэтому вместе с товарищем Соловей сделал себе диван из транспортировочных поддонов, что на тот момент было на пике моды. Из обрезков сделал столик. Пошил подушки на диван, взяв у своей будущей тещи швейную машинку и подсмотрев на YouTube, как ею пользоваться.
Знакомые знакомых увидели результат и попросили сделать им кровать. И пошло-поехало. При этом Соловей признается: они с партнером сразу поставили себе условие, что они — не мебельщики и становиться ими не собираются.
"Зная такой термин как "масштабируемый бизнес", мы сразу стремились производить серийную продукцию. На пике изготавливали около 1100 единиц продукции в месяц. Это неплохо. А стартовый капитал был всего 100 долларов. На эти деньги закупили первые доски", — рассказывает Александр.
Мебельный бизнес успешно работал до 2018 года, а потом они с партнером решили его продать. Стали искать покупателя, но партнер продавать в итоге передумал. Поэтому Соловей из бизнеса просто вышел. Имея на руках определенный капитал, он вместе с Иваном Кауновым приступил к созданию Finmap.
Как создавали Finmap
С будущим партнером по Finmap Александр Соловей знакомился дважды. Первый раз в 13 лет на дне рождения общего друга, после чего больше не пересекались. А через 11 лет снова встретились благодаря тому же общему другу и вместе поехали путешествовать по Финляндии на машине. Каунов на тот момент занимался автоматизацией бизнес-процессов в малом бизнесе, а у Соловья еще было мебельное производство.
Основатели Finmap Александр Соловей и Иван Каунов
На пароме из Хельсинки в Таллинн, два предпринимателя договорились о сотрудничестве. Компания Каунова помогала мебельному производству Александра Соловья автоматизировать разного рода процессы — например, сделать так, чтобы заказы с сайта падали не в табличку, а сразу в учетную систему, а также написала модуль, чтобы планировать заказы и логистику.
"Мы продолжали дружить, путешествовать, но как предприниматели развивались параллельно", — рассказывает Александр Соловей.
Сам он к тому времени не раз проходил через "боль" настройки финансового учета. А Каунов за пять лет сделал около 200 разных кейсов по автоматизации, и большинство запросов заказчиков так или иначе касались одного: сделать удобный и понятный учет денег.
"Понимая, что есть такая проблема на рынке, проведя определенные исследования о ситуации в мире, мы с Иваном решили создать IT-продукт. В отличие от агентского бизнеса, который практически не масштабируется, продуктовый бизнес, сервис по подписке — это очень масштабируемая модель", — делится предприниматель.
При этом, партнеры решили создавать сразу глобальный продукт, ведь учет денег в бизнесе является проблемой во всем мире, особенно в развивающихся странах. И это "боль" предпринимателей всех видов.
Как привлекали стартовый капитал и внешних инвесторов
По словам Александра Соловья, объемы стартового капитала Finmap оценить сложно, ведь вложения в этот проект не были одномоментными. Кроме собственных средств предприниматели постоянно реинвестировали, но в целом, по его оценкам в проект вложили порядка нескольких сотен тысяч долларов.
Основатели Finmap Александр Соловей и Иван Каунов
Позже — весной 2021 года, Finmap подняли раунд от группы инвесторов и фондов: Brise Capital, Startup Wise Guys, Sigma Software Labs, Дмитрия Дубилета, Mario Navarro и Аркадия Вершебенюка.
" Чтобы поднять раунд, мы провели больше ста встреч с инвесторами. Недоверия по поводу нашего возраста не было. И я бы не сказал, что 30 лет — небольшой возраст. Конечно, у всех к 30 годам разный опыт. У нас с Иваном на двоих более чем 20 лет бизнес-опыта: я предприниматель с 12-летним стажем, а Иван с 14 лет занимается самыми разными проектами", — вспоминает предприниматель.
По его словам, какие-то особенные рывки, приводящие к прорывам в развитии, для Finmap выделить сложно. В компании столько раз обжигались, что поняли: какой-то "серебряной пули" попросту нет.
"Рывок вперед — это кумулятивный эффект каких-то маленьких действий: делаешь-делаешь-делаешь, что-то получается, что-то нет. Есть такой термин в математике — "математическое ожидание", когда ты пробуешь-пробуешь, делаешь-делаешь, и рано или поздно что-то получится", — уверен Александр Соловей.
Впрочем, в отдельную историю он все-таки выделяет партнерство с Дмитрием Дубилетом. По словам предпринимателя, оно уже принесло много новых вызовов и бурное развитие. В частности, по инициативе Дубилета сервис был переписан практически с нуля, что сделало его более простым и удобным. Также в Finmap добавили новые более доступные тарифы и расширенные услуги, чтобы подходить для разных типов клиентов.
Больше не стартап
Finmap сегодня — сервис, позволяющий точно знать, сколько и на каких счетах находится деньги, легко вносить траты и доходы с помощью простого интерфейса или телеграм-бота, автоматически синхронизировать через API с картами monobank и ПриватБанка и создавать будущие платежи, что особенно важно для того, чтобы следить за кассовыми разрывами.
Кроме того, Finmap предоставляет дашборды, дающие возможность предпринимателю видеть все доходы и расходы в разрезе проектов, клиентов, сотрудников, тегов и так далее), предполагает мультивалютность, всевозможные отчеты, интеграцию через API и много других функций.
Александр Соловей и Иван Каунов в первые месяцы запуска Finmap на образовательном мероприятии в Unit City, 2019 год
У компании клиенты не только в Украине, но и еще в 12 странах, а количество транзакций уже превысило 4,5 млн.
"Нас можно назвать и стартапом, и скейлапом — компанией, которая уже получила устойчивые метрики и показывает стабильный рост", — объясняет сооснователь Finmap.
По словам Александра Соловья, в компании работает 30 человек. Работают дистанционно, но с пандемией это не связано. Такое решение приняли потому, что сотрудники разбросаны по всей стране. Большинство из них даже никогда друг друга не видели вживую. Все коммуникации происходят полностью онлайн — через Zoom, Discord.
Блогерство, планы и мечты
Последние несколько лет Александр Соловей активно развивает свои соцсети, при этом делает это не ради бизнеса, а просто потому, что ему это нравится.
" Нравится делиться тем, что со мной происходит. Получаю много позитивной обратной связи — кто-то начал регулярно бегать благодаря моему примеру, кто-то вдохновился на какое-то свое дело или реализацию новой идеи", — объясняет предприниматель.
Александр Соловей и Иван Каунов на одном из бизнес-саммитов общаются с клиентами возле стенда их компании
Недавно он запустил youtube-шоу "Знать бы это раньше" Finmap. Создатели Finmap общаются с предпринимателями о такой важной составляющей бизнеса, как деньги. О том, каких ошибок можно было бы избежать, если бы о них знать раньше.
Блогерством занимается и супруга предпринимателя Анита Соловей — создательница инстаграм-кемпа для блогеров. Однако для продвидения бизнеса семейное увлечение блогерством предприниматель пока не использует.
"Пока никакой стратегии продвижения нет. Чтобы делать это активно нужен профессиональный подход, как у моей жены. Блог дает просто невероятные возможности, и я точно приду к тому, чтобы заниматься им более системно", — рассказывает он.
Помимо блогерства, много в жизни предпринимателя и путешествий. Ему очень нравится бывать в местах, максимально далеких от цивилизации. При первой же возможности он едет с палаткой в лес, много плавает на каяке по рекам в тишине, вдали от людей.
Основатели Finmap Александр Соловей и Иван Каунов часто вместе плавают на каяках
Особенно они с Иваном любят на таких отвлеченных от будней встречах общаться на уровне "фаундер — фаундер. Это помогает сделать helicopter view (умение изменять точку зрения для поиска оптимального решения и достижения цели, — Delo.ua)
А вот мечтать предприниматель не любит и совсем не помнит, о чем мечтал 10 лет назад. По словам Александра, он старатется не романтизировать, а превращать задумку в конкретику и задачу, потому что мечта — это нечто несбыточное, эфемерное , а если применить конкретику, то она вполне реализуема.
При этом через 10 лет видит себя таким же, как и сейчас — в постоянном саморазвитии и стремлении к большему.
Что важно знать тем, кто только начинает свой бизнес
Начинающим предпринимателям Александр Соловей советует помнить три важных правила:
- Первое — понимать, а действительно ли то, чем вы занимаетесь, может решить проблему, и существует ли вообще эта проблема на рынке.
- Второе — понимать объем рынка, у насколько большого количества людей или компаний есть эта проблема.
- Третье — четко понимать, на чем вы будете зарабатывать, то есть иметь адекватную финансовую модель.
По его мнению, у начинающих предпринимателей очень разные точки старта и сдерживающие факторы, но выделяются, несомненно, ограничивающие убеждения в сознании собственника. Прорабатывайте их — и вся деятельность будет более стабильной и успешной.
Елена Гладских, специально для спецпроекта "Преуспеть в 30" на Delo.ua
Фото: из личного архива Александра Соловья
Истории других героев читайте на странице "Преуспеть в 30".