26 октября, 15:10
Виктор Кисляков

Украинские ритейлеры все чаще обращают внимание на инновационные технологии, которые позволяют оптимизировать производственные и бизнес-процессы, и, кроме того, увеличивать продажи и вовлечение клиентов

Автоматизируй или умри: как ритейл использует новые технологии
Pexels

Автоматизация в оффлайн-ритейле — важный инструмент, ведь аналитика на основе собранных массивов больших данных — это полезная информация для маркетологов, которая позволяет выявить и сформулировать паттерны поведения потребителей.

Так, ритейлер может с точностью 99,9% построить воронку клиентов, начиная от этапа открытия новой торговой точки (технологии позволяют измерять потоки проходящего трафика непосредственно перед открытием) до этапа оценки эффективности работы торговой точки. Измерять можно даже самые простые показатели. Например, насколько правильно расположено торговое оборудование внутри точки (за счет построения горячих зон с максимальной активностью потребителей).

Когда малый бизнес ставит перед собой цели увеличить количество кассовых операций, возникают вопросы, достаточно ли эффективно работает персонал торговой точки? Стоит ли менять входную группу? Нужно ли инвестировать в изменения дизайна витрин? Ставить на входе промоутера-консультанта?

Все это требует вложений. Но как правильно распределить средства, чтобы каждый квадратный метр площади приносил максимальную прибыль?

Из реализованных нами кейсов мы вынесли для себя определенные закономерности, которые стоит учитывать в таких случаях. Например, когда работает команда А, количество посетителей торговой точки из общего потока  достигает 8%, команда Б показывает стабильно более высокий результат — 13%. После анализа этих показателей определили причину — команда Б более грамотно работает с очередью и проходящим потоком.

Настроить систему можно таким образом, чтобы оценить рост интереса потребительского спроса к каждой выделенной зоне продаж, а значит, правильно рассчитать стоимость аренды полки или кв. метра для каждого поставщика, основывая расчеты на точных данных.

Автоматизированный сбор и анализ данных сегодня дает возможность со 100%-ой точностью:

1) Спрогнозировать трафик посетителей на день/неделю/месяц;

2) Измерить проходящий мимо магазина поток посетителей;

3) Подсчитать количество потребителей, посетивших магазин/отдел/зону продаж;

4) Определить время пребывания у витрины;

5) Построить траектории и направления движения гостя;

6) Проанализировать очереди на кассах;

7) Отметить или спрогнозировать наиболее популярные зоны пребывания посетителей.

Видеомониторинг

Все вышеперечисленные показатели отслеживаются с помощью Video Recognition System (VRS) —  системы мониторинга потребительской активности, которая при помощи обученной нейросети превращает видеозапись с камер видеонаблюдения в цифровой аналитический отчет — его заказчик может видеть в личном онлайн-кабинете в режиме реального времени.

Для работы системы необходимо поставить любую цифровую камеру в нужной зоне или настроить передачу сигнала с существующей камеры наблюдения на сервер обработки видеопотока. Затем система сама сделает все подсчеты и выдаст аналитику, которая впоследствии будет использоваться для поднятия эффективности продаж, комплектации торговых площадей, организации пространства торгового зала или бренд-шопа (монобрендовый магазин или точка продаж определенной категории товаров) и контроля эффективности работы персонала.

Система разработана украинскими программистами и сейчас используется в ТРЦ, монобрендовых магазинах и даже на АЗС для подсчета автомобильного трафика. Технически система работает как SaaS-решение и не требует инвестиций в покупку дорогостоящего софтверного продукта. После согласования технического задания с клиентом ему открывают доступ в личный WEB-кабинет с отчетами. Стоимость подписки на сервис для каждого клиента рассчитывается индивидуально.

В одном из магазинов крупнейшего украинского бренда электроники, который находится в ТРЦ, были проведены исследования с помощью VRS.

Оказалось, что из общего потока точку посещает не более 8% посетителей.

Были предложены рекомендации по совершенствованию торгового пространства — изменить внутреннюю организацию торгового пространства, переместить зоны развлечений и продаж таким образом, чтобы проходящий поток посетителей был заинтересован зайти и принять участие.

Кроме того, были проведены тренинги по работе персонала с проходящим потоком, разработаны специальные скрипты и диалог-формы.

В результате число посетителей увеличилось на 7%, продажи — на 11%, время пребывания в точке — на 11%, OTS — на 34%.

Мобильная лояльность

Мобильным приложениям с каждым годом становится сложнее попасть в смартфон современных покупателей.

По данным TNS, в смартфоне среднестатистического украинца — порядка 40 приложений, из которых он ежедневно использует только 3 — 5 приложений, и загружают новые для разовых акций с большой неохотой.

Система Loyalty bot, разработанная командой OUTFORZ Digital, которая сейчас проходит тестирование, позволяет создавать лояльность без использования приложений.

На основе существующих мессенджеров (Viber, Telegram, Facebook Messenger) будет работать специальный облачный сервис программы лояльности. Система интегрируется по API с мессенджерами, и сообщения от клиентов транслируются на облачный сервис, где и происходит отработка скриптов персональной коммуникации с клиентом.

То есть теперь каждый пользователь мессенджеров сразу может стать частью программы лояльности, пройти регистрацию и получать бонусы за покупки прямо в свой аккаунт. Человеку не нужно дополнительно грузить приложения, чтобы получать поощрения от брендов. Достаточно зайти в мессенджер (Viber, Telegram, Facebook Messenger) найти канал бренда или отсканировать специальный QR на кассе, отправить фотографию чека и получить бонусы от бренда. По итогу накопления бонусов, система информирует потребителя о новых возможностях и предлагает специальные предложения.

"Тайный" покупатель

Каждый покупатель может стать "тайным" и получать за это бонусы. Одна из опций Loyalty Bot — возможность подключения модуля распознавания изображений. То есть потребитель не только может получить бонус за покупку товара, но и, например, сфотографировать полку с товаром этого бренда и получить за это дополнительные баллы, а для бренда, по сути, такое действие покупателя приносит полезную информацию и контроль качества представленности товаров на полке.

Система прямой связи клиента с брендом: человеку достаточно сфотографировать полку с товаром для получения бонусов от бренда.

Система автоматически распознает товары на фото и формирует отчет о том, все ли хорошо на полке, например, она сразу сигнализирует, если определенные позиции отсутствуют.

Вся информация, присланная пользователями, кодируется и в режиме реального времени формируется в динамический отчет. Это значительно упрощает работу специалистам по трейд-маркетингу и увеличивает показатель NPS — индекса потребительской лояльности.

Полученные баллы обмениваются потребителем на подарки от бренда или его партнеров. Систему можно запрограммировать отправлять активным пользователям push-уведомления с заданиями. Сейчас система работает в тестовом режиме для нескольких крупных украинских FMCG-компаний.

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Какие факторы будут влиять на розничную торговлю в 2018 году
Потребрынки 12 апреля, 14:04

Какие факторы будут влиять на розничную торговлю в 2018 году

KPMG отметила главные тенденции в ритейле на текущий год — клиентский опыт + искусственный интеллект + технологии

Автоматизация & эмоции: что будет со сферой услуг в будущем?
Образование и карьера 12 марта, 17:03

Автоматизация & эмоции: что будет со сферой услуг в будущем?

Магазины без продавцов, отели без горничных, бистро без поваров, рестораны без официантов… Сфера обслуживания заполняется роботами. Неужели скоро здесь не будет места для работы человека?