Зачем автоперевозчикам снижение портовых сборов на паромах

Советник президента АсМАП Константин Савченко о проблемах на международных перевозках, а также о планируемом открытии новых маршрутов

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП Украины) на сегодняшний день работает в стесненных условиях по некоторым причинам.

Первая из них — проблема с разрешениями. К примеру, если потребность разрешений на Балканские страны в 40 тыс. поездок, нам выделяют всего лишь 10 тыс. разрешений.

Второе обстоятельство — дискриминационные условия для автомобильных перевозчиков в отношении транзита через восточного соседа — РФ. Россия фактически с 2016 года блокирует транзит украинских товаров, в том числе и в страны Азии.

Напомню, что 1 июля 2016 года президент России подписал указ № 319, которым продлил действие ограничений на транзит украинского экспорта в Казахстан, ввел дополнительные ограничения по транзиту в Кыргызстан и временный запрет на автомобильные и ж/д перевозки товаров, подпадающих под эмбарго со стороны РФ, и товаров, на которые установлены ставки ЕТС ЕАЭС, отличные от нуля.

В этой связи мы продолжаем искать альтернативные пути. Один из них — это транспортная связь Украины с Азией через морские участки, а именно паромами через Черное и Каспийское моря через паромную переправу в Черноморском порту. Однако изменение маршрута международных перевозчиков увеличило стоимость перевозки груза на $3-4 тыс., что, в конечном итоге, отражается на конечной стоимости продуктов. Нужно помнить, что это боль наших экспортеров.

Какие есть проблемы?

Пока есть проблема на политическом уровне. У автоперевозчиков есть желание работать на "длинном плече" до Китая. Но также мы знаем, что есть проблема в переговорном процессе о создании зоны свободной торговли с Китаем для удешевления этого маршрута. МИУ поднимает вопросы о подписании соглашения между Китаем и Украиной, но пока этот процесс идет сложно.

Еще один момент. АсМАП приветствует решение правительства поддержать предложение Министерства инфраструктуры по снижению ставок портовых сборов: корабельного, канального, маячного, санитарного, якорного, причального и административного на 20% начиная с 1 января 2018 года.

Однако, к сожалению, это решение не коснулось паромов, которыми пользуются автомобилисты. Это один из альтернативных путей, и я хотел бы, чтобы была возможность применить эту скидку и для железнодорожно-паромных перевозок, в частности для паромов.

Что привлекает?

В продолжение вопроса по поиску альтернативных путей доставки груза в обход России мы считаем привлекательным направление Ирана. Иранский рынок сейчас открывается в контексте дешевого битума для ремонта и строительства дорог в Украине. Планы по этому направлению развернутые начиная от стратегического сырья и заканчивая высоколиквидной продукцией — молочная продукция, техника и т.д.

На сегодняшний день мы с помощью Мининфраструктуры разрабатываем разные проекты, в том числе мультимодальные проекты. Одним из них станет проект перевозок до Ирана через Азербайджан или через Армению с применением ж/д-паромных перевозок, а также с применением перевозки отдельно кузовов как контейнеров. Мы считаем, что это одно из перспективных направлений, рынок открытый. Кроме того, у нас есть возможность выхода по широкой колее до Польши. В Польше европейский перевозчик может брать эти прицепы и грузить далее по Европе. Украина будет выступать транспортным хабом.

Также мы ищем направления по транспортировке в Балканские страны. Сейчас идут переговоры с румынской стороной в части организации контрейлерных перевозок до Болгарии, проходя Румынию транзитом на ж/д платформах.

Кроме того, в Ереване были достигнуты договоренности по увеличению квоты разрешения для перевозчиков до 500 ед. в рамках ТРАСЕКА (программа международного сотрудничества между ЕС и странами-партнерами по организации транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия). Это не большая квота, но мы понимаем, что такие договоренности помогают нам спасать международные автомобильные перевозки, которые, на мой взгляд, тормозятся рядом европейских стран.