НБУ курс:

USD

41,57

+0,13

EUR

45,35

+0,18

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,30

45,07

БХФЗ пошёл по рукам: как пытаются продать некогда одного из лидеров украинской фармотрасли

БХФЗ пошёл по рукам: как пытаются продать некогда одного из лидеров украинской фармотрасли
Активизация переговоров о продаже предприятия совпала во времени с судебными и уголовными проблемами семьи Беспалько в Великобритании, Германии, Швейцарии и Украине
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Семья Беспалько пытается продать свою долю в Борщаговском химико-фармацевтическом заводе. По данным СМИ, переговоры идут сразу с четырьмя сторонами. Считается, что Людмила и Николай Беспалько контролируют более половины акций БХФЗ. Однако пока ни супруги Беспалько, ни потенциальные покупатели не комментируют информацию о переговорах. 

Примечательно, что активизация переговоров совпала по времени с судебными и уголовными проблемами семьи Беспалько в Великобритании, Германии, Швейцарии и Украине. 

По данным СМИ, Людмила и Николай Беспалько ведут переговоры о продаже с двумя фармкомпаниями — "Фармак" и "Юрия-Фарм", и двумя инвестиционными компаниями — "Алтиус Капитал" и Horizon Capital. Ни финансовые параметры переговоров, ни торгуемая доля акций пока неизвестны. Все потенциальные покупатели пока не подтверждают, но и не опровергают журналистам предложения. 

По мнению экспертов, причиной для продажи стали подозрения в уклонении от уплаты налогов, которые выдвинуты Ирине Ржепецкой (в девичестве Беспалько) со стороны властей Германии и Швейцарии. К тому же Высокий суд справедливости в Лондоне принял к рассмотрению претензию к Ржепецкой об ущербе и даже утвердил сумму этого ущерба в размере почти 7 млн долларов. Речь идёт о выводе средств из БХФЗ на счета личной компании Ржепецкой. Будучи дочерью Людмилы и Николая Беспалько, Ирина Ржепецкая является также директором по развитию БХФЗ. 

Аналогичные претензии выдвинуты семье Беспалько и в Украине. Но куда более серьезная проблема — претензии сразу в двух странах Евросоюза и в Великобритании. Зарубежные процессы потребуют крупных расходов и к тому же в конце концов могут быть проиграны.

Все вышеперечисленные проблемы Людмилы и Николая Беспалько начались после их ссоры с фармкомпанией "Дарница", которая владеет 31% акций БХФЗ. "Дарница" приобрела эти акции в 2015 году на аукционе у города Киева, который владел этим пакетом БХФЗ с 2001 года. По закону об акционерных обществах "Дарница" имела право на доступ к финансовой отчетности БХФЗ и на участие в управлении заводом. Но семья Беспалько сделала все возможное, чтобы не допустить "Дарницу" к управлению предприятием. Более того, даже пыталась оспорить правомерность аукциона по продаже Киевом акций БХФЗ, но не преуспела в этой попытке.

"Дарница", в свою очередь, наняла международную аудиторскую компанию "Крестон" для расследования финансовой деятельности БХФЗ. Расследование длилось 2015-2017 годы. Выяснилось, что 30% средств, которые БХФЗ платил за фармацевтическое сырьё, получала некая компания "Метабей". А владельцем "Метабей" оказалась Ирина Ржепецкая. По данным "Крестон", речь может идти как минимум о 6,8 млн долл.  растрат денег завода, и сумма в итоге может быть ещё больше.

Именно на такую сумму "Дарница" и подала иски в Хозяйственный суд Киева, в суды Германии и Швейцарии (где вёл деятельность "Фармаплант", у которой БХФЗ закупал фармсырье с 30%-ной переплатой), а также в Высокий суд справедливости Лондона. Последний постановил арестовать счета "Метабей".

Параллельно правоохранители Германии и Швейцарии расследуют уголовные дела против Ржепецкой и владельца "Фармаплант" Сергея Шлегеля. Их подозревают в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и отмывании денег.

Всё это вместе делает практически невозможной нормальную работоспособность БХФЗ под руководством Беспалько. Семье понадобится много денег и на компенсацию ущерба, и на адвокатов за рубежом. 

А вот продажа акций может принести Беспалько деньги, которые понадобятся для достижения мировых соглашений в многочисленных судах. Как правило, под мировыми соглашениями имеется в виду выплата ущерба. Пока речь идет о 7 миллионах долларов плюс расходы на адвокатов и судебные сборы. Но европейские суды потребуют раскрыть буквально все-все сделки, и тогда может оказаться, что ущерб значительно больше.

Возможно, Беспалько рассчитывают, что их выход из БХФЗ лишит "Дарницу" мотивации преследовать их в судах. Существует также версия, что семья Беспалько уже давно хочет выйти из бизнеса вообще. Людмила и Николай Беспалько уже в возрасте, а их дочь Ржепецкая не видит своего будущего на БХФЗ. БХФЗ, будучи некогда одним из лидеров отрасли, сейчас даже не входит в двадцатку крупнейших фармкомпаний по аптечным продажам.

Никто из предполагаемых участников переговоров не стал комментировать их детали. Однако, скорее всего, речь идет о продаже всего контролируемого семьей Беспалько пакета акций, а это более 50%. Продажа неконтрольного пакета акций вряд ли заинтересует кого-либо из потенциальных покупателей. О результатах переговоров о продаже пока ничего не известно, что, вероятно, может говорить и о том, что они провалились.