Большая часть произведенной в Борисполе продукции идет на экспорт — гендиректор завода Procter&Gamble

Юлия Семенченко, гендиректор завода Procter&Gamble в Борисполе, рассказала Delo.UA, с какими стереотипами сталкивается женщина-руководитель в США и Украине и как будет развиваться предприятие, которое она возглавляет

Вы первая и пока единственная женщина среди директоров заводов Procter& Gamble в Восточной Европе. Насколько сложно молодой женщине пробиться на управляющие должности?

В P&G я работаю уже 12 лет. Получив образование в сфере управления сложными технологическими системами, я начала карьеру с должности инженера-технолога. Могу сказать, что все зависит от желания расти и трудоспособности сотрудника. За многие годы в P&G я сменила несколько руководящих позиций, работала в Украине и США. Конечно, были сложные моменты. Но все, что нам дается, в конечном счете идет только на пользу. Ты видишь цель, не опускаешь руки, учишься на ошибках, разделяешь успех со своей командой и продолжаешь идти вперед. Большую роль в моем продвижении сыграла именно поддержка компании. Здесь ценится стремление сотрудников работать и развиваться.

Существует стереотип, что женщины в топ-менеджменте могут работать в HR, маркетинге и рекламе, но никак не на производстве. Согласны ли с этим? Сталкивались ли с такими стереотипами на практике?

Безусловно, такое предубеждение есть. Но оно точно не действует в P&G. Руководство компании ориентируется на профессионализм, а не на гендерную принадлежность. Я действительно стала первой женщиной, возглавившей завод P&G в Украине. Просто пришло время, когда руководство решило, что у локальных лидеров уже достаточно знаний и опыта, чтобы занять ключевые позиции в представительстве в Украине. А мужчины это или женщины — не играет никакой роли.

Вы учились в США. Насколько сильно заметно гендерное неравенство в Украине и в Штатах?

P&G во всем мире руководствуется международными стандартами и принципами работы. Однако все-таки существуют отличия нашего менталитета от американского. В целом я бы сказала, что в Штатах отношение к гендерному вопросу утрировано. На равноправии мужчин и женщин акцентируется много внимания. Работа в Америке позволила мне по-другому взглянуть на мир, понять, что правила игры могут меняться и нужно уметь ко всему адаптироваться. Для меня это был очень полезный опыт.

Исходя из каких принципов вы формируете команду?

В первую очередь мы оцениваем профессионализм, который виден не только по внушительному резюме. Человек может и не иметь большого опыта работы. Но если есть огонек в глазах, высокий потенциал, желание развиваться и, главное, способность к обучению, — это очень ценно. Я уверена, что каждый человек талантлив. Нужно просто найти эти таланты в себе и других и непрерывно их развивать.

Чего ни в коем случае не должен делать эффективный руководитель?

По моему убеждению, руководитель должен быть в курсе рабочих процессов, нельзя пускать ситуацию на самотек. Например, оставаться в стороне от решения негативных ситуаций или конфликтов — не лучшая идея. Также нельзя скрывать информацию от сотрудников. Не стоит также ограничиваться сухой статистикой в отчетах, ведь в любой работе должна чувствоваться частичка души сотрудника, вдохновленного большой целью. Поэтому очень важно общаться с коллективом, знать, чем люди живут, и делиться с ними результатами труда.

Как можете охарактеризовать свой стиль управления? Может, могли бы выделить главные принципы?

Первый принцип — системный подход. Я стараюсь видеть ситуацию в целом и акцентировать внимание на самых главных вопросах, требующих решения. Во-вторых, это стремление к совершенству. Очень важно видеть конечную цель любой работы, особенно такого большого дела, как наше. В то же время я уделяю много внимания "мелочам": мне хочется знать, как протекают производственные процессы, какие потребности у команды. И третий ключевой принцип для меня — "люди — самое ценное в работе". Знаю, что все результаты компании достигаются людьми. Поэтому я стараюсь создавать оптимальные условия для сотрудников, правильную атмосферу для достижений. Приятно осознавать, что вместе мы делаем лучше жизнь миллионов женщин в Украине и за рубежом, пусть даже в простых бытовых ситуациях.

Не могу не спросить о бизнес-аспектах вашей работы. Уточните объемы производства продукции на заводе в 2016 году по сравнению с 2013 годом?

Сегодня завод P&G в Борисполе — один из самых больших в мире и самый большой в Восточной Европе завод P&G по производству товаров женской гигиены. На нашем заводе выпускается продукция торговых марок Discreet, Naturella, Always, а также Orkid и Evax, которые продаются на экспортных рынках. За последние 3 года объем производства значительно вырос. Наш ассортимент за это время также увеличился в разы.

Сколько средств в общей сложности было инвестировано в развитие завода?

К сожалению, мы не можем разглашать эту информацию. С момента открытия завода в Борисполе P&G постоянно инвестировала в его развитие. Это были вложения в модернизацию оборудования, усовершенствование системы проверки качества продукции, рост мощностей, а также в переход на экологичные технологии. Если говорить в общем об инвестициях в Украину, то с 1993 года P&G инвестировала более $300 млн. Большая часть средств была направлена на модернизацию всей технологической инфраструктуры, на улучшение условий труда и повышение квалификации сотрудников компании.

Ранее до 60% экспорта приходилось на Россию. Когда прекратились поставки? Как компания их диверсифицировала? Насколько это был сложный процесс?

Поставки продукции завода P&G в Борисполе в Россию прекратились в 2015 году, когда вступил в силу закон о запрете экспорта украинской продукции в РФ. Конечно, мы ощутили на себе эти изменения — нужно было срочно искать альтернативные рынки сбыта. Однако мы успешно справились с этой задачей и переориентировались на Центральную и Западную Европу, а также страны Африки и Среднего Востока. Сегодня для экспорта предназначена большая часть продукции завода.

Во сколько стран сейчас поставляете продукцию? Есть ли планы по развитию экспорта?

Сегодня продукция, произведенная на заводе в Борисполе, экспортируется более чем в 30 стран Европы, Среднего Востока и Африки, и этот перечень ежегодно расширяется. В 2016 году мы начали экспортировать в Иран и африканские страны. Планы по выходу на новые рынки есть и на 2017 год. Мы открываем новые экспортные каналы, улучшаем логистику, консолидируем грузы с другими европейским заводами компании P&G, осуществляем прямые отгрузки заказчикам в разных странах.

Существуют ли сложности в выводе женских гигиенических товаров на внешние рынки, в частности на рынок ЕС?

Мы поставляем продукцию завода в ключевые страны Западной Европы, такие как Франция, Германия, Испания, а также на основные рынки Центральной Европы — в Польшу, Чехию, Румынию. Сложностей с поставками в ЕС нет, так как наша продукция полностью соответствует стандартам P&G.

Прогнозы на 2017 год — ожидаете ли роста продаж?

Желая сэкономить, сегодня украинские потребители часто отдают предпочтение продукции низкой ценовой категории. Мы ожидаем, что в ближайшем году покупательская способность населения возрастет и рынок продолжит свое развитие.