Через какие кризисы прошли основатели TripMyDream на пути создания успешного стартапа

Андрей Буренок и Тарас Полищук, сооснователи TripMyDream, на Business Wisdom Summit рассказали, как строилась компания, которая вошла в топ-10 лучших travel-стартапов 2016 года, и какие кризисы им пришлось преодолеть
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Многие делятся своими успехами и достижениями. Мы же хотим поделиться своими кризисами в партнерстве и теми уроками, которые уже выучили на пути создания TripMyDream.

Давайте перенесемся в 2012 год. Это Андрей. Ему 31 год. Приехав 10 лет назад покорять столицу, Андрей строит карьеру в международных корпорациях. Он поработал в Samsung, ТНК-ВР, четвертый год руководит компанией Viasat, занимаясь дистрибуцией каналов. У Андрея совсем не возникает мысли о собственном бизнесе. Почему? Ведь он карьерист, он четко знает, что хочет стать президентом медиагруппы …. К 45 годам.

Это Тарас. Ему всего 22. Он программист. Около 4 лет отработал в "Сегодня Мультимедиа". Тарас создает веб-сайты и сервисы, прощупывая путь создания собственного продукта. К 30 годам Тарас видит себя предпринимателем, работающем в собственном бизнесе.

Что случилось? А случилось следующее. Андрей берет к себе Тараса в компанию Viasat на один проект в сфере онлайн-телевидения. Поработав бок о бок несколько месяцев, Андрей понимает, что Тарас гений. Он не просто умеет писать код — этот парень еще творчески решает нестандартные задачи, разбирается в дизайне. Тарас же увидел в Андрее гуру маркетинга и бизнеса.

Кризис идеи

Мы 4 месяца размышляли, что мы можем построить. Но так и не смогли найти идею, которую бы смогли реализовать. Интернет-магазины, онлайн-кино, какие-то игровые проекты? Все эти идеи не нашли резонанса в нашей команде. И появилось первое разочарование.

Оно длилось до того момента, пока не сыграла свою роль женщина. Андрей отправился 1 января 2013 года со своей супругой Юлией в Италию кататься на лыжах и столкнулся со множеством проблем. Но одна проблема была ключевая — аренда автомобиля на летних шинах в зимних Альпах.

Зимой в горах, чудом уцелев, закончив второй графинчик красного домашнего, Андрей понял, что хочет делать бизнес в сфере туризма. Проблемы, с которыми столкнулись Андрей с супругой, были еще у 60% всех путешественников. Идея найдена! Она так вдохновила Андрея, что он продает квартиру, чтобы инвестировать деньги в новый проект, а Тарас увольняется с работы, чтобы начать разработку.

Уроки, которые вынесли ребята в ходе совместной работы:

Ищите идею в решении своих собственных проблем Если вы реально хотите начать что-то делать, то будьте готовы инвестировать в проект — время, деньги и т.д.

Кризис продукта

Уволившись с работы, Тарас был уверен, что его технических наработок и опыта хватит для того, чтобы очень быстро запустить продукт. В реальности, спустя 3 месяца работы, у ребят появилась лишь демо-версия, которую было стыдно показать друзьям. Напряжение между партнерами началось накаливаться.

"А я-то думал, что я гуру маркетинга. 10 лет в корпорации. Сейчас приду, определю аудиторию, пойму проблему, найду решение. Продажи пойдут. Деньги придут. Все будет круто. Но не тут-то было. Оказалось, что мой опыт в корпорациях совсем не дает большого value в онлайне, когда ты строишь ценный продукт с нуля. Кризис продукта имел свое продолжение. Вот мы — Тарас и я — два самодостаточных "нарцисса", мы застряли так сильно, что не знали куда дальше двигаться, что нам делать", — вспоминает Андрей.

Решение, которое мы нашли: если вы застряли на этапе создания продукта, начните его проживать, визуализировать. Нам это очень сильно помогло.

Кризис между партнерами

Следующий кризис, о котором мы будем говорить, это очень личный глубокий кризис между нами двумя. К январю 2016 года мы наконец-то запустили бета-версию основного сервиса. Когда получили фидбэк от пользователей, то поняли, что исправлять надо все.

В это же время мы запустили первый украинский агрегатор цен на авиабилеты, и проект наконец-то начал приносить деньги.

Мы также сделали контентный проект — описали все города и страны, сделали свои путеводители.

Но всегда есть "но". В компании было два человека, которые принимали все решения о том, каким должен быть продукт. Не было единого фокуса. Все наши ресурсы распылялись на всевозможные задачи. Продажи не полетели как хотелось. Техническая команда не была сформирована до конца. Внешние инвестиции не заходили в компанию.

"И мы застряли. Застряли так сильно, что была глубокая депрессия и разочарование. Я уже не хотел инвестировать. А мысли не закрыть ли его вовсе приходили все чаще и чаще", — говорит Андрей.

"Мы понимали, что наша эффективность стремится к нулю. Что-то с этим надо делать. Мы были реально на грани разрыва. Но мы оба не хотели сдаваться", — продолжает Тарас.

Мы договорились о новом этапе. У нас поменялись доли. Каждый взял на себя часть функционала. Мы четко решили, что мы фокусируемся на ключевом продукте и договорились о дате релиза — май 2016 года. В марте 2016 года компания TripMyDream попала в список 10 лучших travel-стартапов мира.

Победа такого уровня может многое поменять в жизни и вашей, и вашего продукта. Нам это дало новый импульс и укрепило веру в идею. Но в реальности работы стало еще больше. Кризис эффективности снова дал о себе знать.

Уроки, которые мы вынесли:

В любом бизнесе наступает тот момент, когда вам нужно принять трансформацию и просто двигаться вперед. Это естественный процесс. Если вы на самом деле сильно во что-то верите, верьте до конца. Удача приходит тогда, когда ты ее совсем не ждешь.

Кризис команды

До января 2016 года вся команда работала удаленно, что впоследствии имело негативные последствия — процессы не синхронизированы, все люди работают сами по себе, нет командной работы.

Поэтому мы для себя взяли несколько новых правил:

1. Вся команда начала работать в офисе.

2. Один из нас должен постоянно находиться с командой для создания комфортной обстановки и климата для сотрудников.

3. Мы начали привлекать в команду только высококлассных специалистов.

4. Вся команда фокусировалась на разработке одного продукта.

"Друзья, не бойтесь спорить. В споре рождаются интересные идеи и решения. Когда я сегодня вижу успешные бизнесы, я понимаю, что кто-то очень давно принял очень рискованное решение. Поэтому не бойтесь рисковать. Доверяйте себе и доверяйте жизни. А мы с Тарасом доверяем друг другу", — резюмирует Андрей.