НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Что означает для IT и агрорынка покупка гигантом Syngenta украинского стартапа

Что означает для IT и агрорынка покупка гигантом Syngenta украинского стартапа
Благодаря мощному сельскому хозяйству и наличию большого количества высококлассных IT-специалистов Украина имеет все шансы стать, если не мировым лидером по разработке AgTech, то, по крайней мере, одним из ведущих игроков на рынке
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Тренд на развитие аграрных инновационных технологий в условиях растущего спроса на сельскохозяйственную продукцию сохраняется в мире уже длительное время. Украина в течение последних лет пытается наверстать упущенное. В последние годы в Украине появились десятки агро-стартапов, которые сумели закрепиться на рынке. Положительным сигналом для украинских айтишников, уже работающих или желающих попробовать свои силы на рынке AgTech, безусловно, является покупка транснациональной компанией Syngenta относительно молодого украинского IT стартапа The Cropio Group. Delo.ua проанализировало ситуацию на рынке аграрных инноваций Украины и выяснило, насколько случай с покупкой Cropio Group показателен для Украины, а также следует ли ожидать в скором времени скачка в развитии отечественного AgTech.

Будущий флагман экономики

Украинская IT индустрия — это наиболее динамично развивающаяся отрасль отечественной экономики, которая уже сегодня приносит 4% ВВП. По данным Национального банка Украины, поступления от экспорта IT услуг в 2018 году составили 3,204 млрд долларов, что на 29% больше, чем в 2017 году. Доход от экспорта IT услуг в 2018 году, по данным Госслужбы статистики Украины, составил 1,6 млрд долларов, что на 20% больше, чем годом ранее. По подсчетам экспертов, общий доход украинского рынка в прошлом году с учетом теневых оборотов составил 4,8 млрд долларов. Всего в отрасли работают более 160 тысяч специалистов, количество зарегистрированных ФОП — более 125 тысяч и также увеличивается. Тем не менее, доля Украины на мировом рынке по-прежнему мала — 0,5%, однако, по прогнозам экспертов, за счет более интенсивного прироста продаж в ближайшее 5-10 лет она будет увеличиваться.

Взгляд в сторону агро

На фоне общего развития украинского IT рынка украинские разработчики в последние годы все больше обращают внимание на такое популярное направление, как разработка аграрных инноваций. Как рассказал глава правления отраслевой ассоциации AgTech Ukrainе Юрий Петрук, сейчас в Украине наблюдается улучшение климата для такой деятельности. В частности, несколько лет тому назад был создан первый в стране профильный акселератор, который помогает перспективным командам реализовать свои проекты в агросфере, интерес к украинскому IT агрорынку все больше проявляют иностранные инвесторы. Все это стимулирует появление новых агро-стартапов в стране, которых, по подсчетам AgTech Ukrainе, насчитывается в Украине около 200. При этом около 30 из них уже сегодня смогли стать успешными компаниями со своей базой клиентов как в Украине, так и за рубежом. Среди них  Kray Technologies, GrainTrack, eFarmer, Skok Agro, BIOsens, SmartEP, UAberry, AgroportEx, Tradomatic.

Работа на заграницу

Украина — мощный игрок на мировом аграрном рынке, который, в то же время, нуждается в повышении эффективности своего сельского хозяйства. Тем не менее, парадоксально то, что на сегодня главными заказчиками разработок агроинноваций для украинских IT специалистов выступают отнюдь не украинские агрокомпании, а иностранные инвесторы. "Мощные IT игроки в Украине не хотят работать с отечественным аграрным сектором, а большинство более мелких команд и стартапов пытаются лишь откатать MVP версию продукта (разработка продукта с минимальным функционалом, позволяющим решать проблему) и выходить на заграничные рынки", — сообщил нам в комментарии Дмитрий Софына, основатель IT компании Winstars Technology LLC, одно из направлений которой — разработка инноваций для аграрного сектора Украины. Софына считает, что большинство украинских агрокомпаний ментально не готовы самостоятельно разрабатывать и внедрять новые продукты — им проще воспользоваться готовыми решениями. "Агрохолдинги, несмотря на свои декларации о диджитализации, на самом деле очень медленные, и когда в мире идет тренд на внедрение искусственного интеллекта и роботов, они до сих пор продолжают внедрять GPS-трекеры, базовые программы учета, видеомониторинг, прием данных с датчиков и, в лучшем случае, электронный документооборот... Вот и вся диджитализация украинских аграриев", — считает Софына. Такого же мнения придерживается Юрий Петрук. По его словам, украинские компании сейчас крайне мало инвестируют в развитие аграрных технологий. "Больше всего, наверное, сейчас денег приходит, если глобально брать большой аутсорсинг — это химические компании, семенные компании и вендоры техники. Для них много программных продуктов пишется в Украине достаточно крупными аутсорсинговыми компаниями. Это на 90% иностранные компании. То есть украинские компании инвестируют в это очень мало", — сообщил он. Тем не менее, на украинском рынке с каждым годом появляется все больше различных IT решений украинской разработки, призванных упростить жизнь аграриям и повысить их продуктивность. Многие из них рождаются усилиями энтузиастов, которые на свой страх и риск инвестируют в проект собственные средства.  По словам Дмитрия Михальчука, основателя и CEO стартапа GrainTrack, предназначенного для автоматизации бизнес-процессов в зернотрейдинге, не побоявшегося в свое время инвестировать в свой проект личные сбережения, с поиска финансирования под проект трудности только начинаются. Сегодня, чтобы стартап закрепился на украинском рынке, придется приложить немало усилий. "Мы уже больше года прибыльная компания. Момент становления прошел, и началась фаза активного роста и масштабирования. Однако на начальной стадии нам приходилось очень непросто. Самая большая сложность заключалась в поиске первых клиентов. Сложно продать новый продукт на рынке, где не сформировалась потребность, нет опыта использования подобных систем. Кроме того, тяжело доказывать свою целесообразность и надежность без базы клиентов. Получается замкнутый круг. Без клиентов — нет клиентов", — сообщил нам Михальчук. По его словам, проблемой также является чрезмерный консерватизм украинских компаний и их персонала, которые, как правило, не готовы к переходу на новые методы работы, которые на самом деле способны упростить их работу и повысить эффективность. Тем не менее, Михальчук уверен, что, если изначально сделать правильный выбор ниши для бизнеса, проект в будущем непременно ждет успех. "Самое важное — это изначально правильно выбрать подходящий рынок, игроки которого будут готовы платить за ваши услуги или продукт. Мы сделали ставку на зернотрейдинг — рынок, где Украина занимает лидирующие позиции и где рынок изначально был денежным. Другое дело — нужно было планомерно и настойчиво доказывать свою состоятельность, быть гибкими и настойчивыми, идти до конца и очень упорно. Ну, и конечно немного удачи, без нее никуда", — добавил Михальчук. По мнению Петрука, чтобы молодые команды имели больше шансов реализовать себя на рынке агроинноваций в Украине, нужно продолжать развивать базовую профильную инфраструктуру, поскольку одного агроакселератора для Украины недостаточно.

Позитивный сигнал для рынка

На фоне всех проблем, с которыми сегодня сталкиваются разработчики украинского AgTech, новость о покупке транснациональной компанией Syngenta украинской IT платформы The Cropio Group, является очень хорошим сигналом для украинского рынка. Этот украинский стартап был основан в 2012 году и за это время успел вырасти в успешную компанию, которая работает в 50 странах. Официально сумма сделки не разглашается, однако некоторые эксперты оценивают ее в десятки миллионов долларов. Даже несмотря на то, что компания зарегистрирована в Великобритании и не имеет своего юридического лица в Украине, это полностью украинский продукт, который основан и разработан в Украине.  "Я считаю, что это знаковый момент, потому что это первое большое соглашение, когда украинский, по факту, продукт купила за не маленькие деньги огромная международная корпорация. Это — знак для других. У нас теперь есть кейс, с помощью которого мы можем показывать, что украинские стартапы могут быть приобретены, и есть смысл начинать это дело", — прокомментировал Петрук.

Что будет дальше

Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что разработка AgTech имеет большое будущее в Украине. Однако, как и сейчас, основным его заказчиком будут выступать иностранные компании. Поэтому для того, чтобы получить максимальный эффект от этого в будущем, Украине следует прилагать максимум усилий для превращения себя в крупный региональный R&D (исследовательский) центр в направлении аграрных инноваций. По словам Петрука, для этого в нашей стране есть все возможности: - развитое сельское хозяйство, которое дает возможность испробовать новые разработки на разных размерах полей — от маленьких участков частных хозяйств до огромных угодий аграрных холдингов; - высококвалифицированные IT специалисты с высоким уровнем экспертизы по самым трендовым направлениям (сильная школа обработки геопространственной информации, обработки больших объемов информации, в том числе графической, и школа создания искусственного интеллекта); - выращивание в Украине преимущественного большинства культур, которые котируются на мировых биржах (это значит, что инновационный продукт, который будет разработан в Украине, будет востребован аграриями по всему миру); - низкий уровень зарегулированности деятельности научных и исследовательских компаний, по сравнению с ЕС, США и Австралией. При этом, если украинские агрокомпании не пересмотрят свое отношение к инновациям, они будут обречены на то, чтобы постоянно догонять иностранных конкурентов во внедрении новых технологий.