ТОП100 15 апреля, 10:04

Дмитрий Макаренко, "STADA Украина": "Главное для инвестора — станет ли актив прибыльнее"

Финансовый директор фармацевтической компании "STADA Украина" Дмитрий Макаренко о роли финансистов при проведении крупных слияний и методах оценки финансового состояния активов в таких сделках

Дмитрий Макаренко, финансовый директор "STADA Украина" Дмитрий Макаренко, финансовый директор "STADA Украина"
Дмитрий Макаренко, финансовый директор "STADA Украина"

Что стало предтечей сделки по покупке компанией "STADA Украина" части компании "Биофарма"?

STADA — динамично развивающаяся международная компания со стратегией роста на украинском рынке. Ее интерес к "Биофарма" базировался на наличии у этой компании нескольких сильных брендов — "Лаферобион", "Субалин", "Биоспорин", а также рекомбинантных препаратов. Благодаря синергии с "Биофарма" компания STADA дополнила свой портфель продуктами с высокой узнаваемостью и качеством. А обширные производственные возможности "Биофарма" открывают перспективу локализации других препаратов STADA в Украине. Локализация всегда открывает новые возможности для наращивания конкурентного преимущества.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Эту сделку можно считать подтверждением высокого потенциала фармацевтического рынка Украины?

Действительно, последние два года фармацевтический рынок Украины растет. В гривневом измерении ежегодный рост составляет 6-10%. При оценке роста рынка важно учитывать инфляцию: если она не превысит 5%, рынок вырастет и в долларовом измерении, что уже интересно для международных инвесторов. Поэтому так важно наличие у украинских фармкомпаний экспорта: чем больше его доля, тем более прочные позиции будет иметь компания с перспективой дальнейшего роста.

Потенциал рынка обусловлен не темпами его роста, а внут­ренними возможностями совершенствования. Сегодня в Украине хромает обеспечение медикаментами, практически отсутствует страховая медицина. Работа в этих направлениях, в том числе со стороны государства, позволит стимулировать развитие отрасли.

С каким главным вызовом столкнулась STADA при подготовке сделки с "Биофарма"?

Главный вызов заключался в проведении быстрой интеграции двух разных предприятий и обеспечении роста созданной структуры. Поэтому важно было, чтобы и в производственной, и в коммерческой части слияние завершилось органичным вхождением нового актива в систему принятия решений, используемую в компании STADA.

У "Биофарма" управление было построено по принципу CEO-Leadership, когда CEO является и управляющим акцио­нером. Такая управленческая модель отличается быстротой принятия решений, ведь все сосредоточено в одних руках. У STADA есть функциональная, производственная и коммерческая вертикали, то есть отсутствует единоличность принятия решений. По ходу слияния пришлось полностью переформатировать культуру коммуникации и взаимодействия внутри компании. Сейчас "Биофарма" пользуется экспертизой, опытом и ресурсами глобальной группы.

Как выглядит сбор аналитики перед такими сделками, каким показателям уделяется внимание?

В первую очередь инвестора интересует финансовое состояние актива и его способность генерировать больше прибыли в будущем. Оценивается бренд, его положение на рынке и перспектива наращивания рыночной доли. Если мы говорим о производстве, учитывается состояние и новизна оборудования, производственных помещений, качество юридического оформления. Не забываем и о других активах: запасах сырья, дебиторской задолженности, оборотных средствах.

Кризис — это ситуация, которая требует мобилизации всей команды, но подразумевает единоличное лидерство при принятии ключевых решений

На самом деле здесь нет стандартных методов финансового анализа, STADA опирается на проверенные методы и процедуры. Идеальный вариант, когда компания может предоставить ежегодные отчеты, проведенные авторитетным аудитором. Это означает, что состояние активов соответствует заявленному в отчетности для инвестора.

При таких интеграциях, как с "Биофарма", особое внимание уделяется внедрению системы внутреннего контроля. Это правило четырех глаз: невозможность одному менеджеру предоставить скидки, сегментация договоров по лимитам, согласование в зависимости от суммы договора. И такой внутренний контроль внедряется во всех процессах.

Финансовый директор может быть кризисным менеджером?

Кризис — это ситуация, которая требует мобилизации всей команды, но подразумевает единоличное лидерство при принятии ключевых решений. Обычно эту функцию берет на себя СЕО, а финансовый директор становится его правой рукой, координируя отдельные процессы. Во время кризиса решения надо принимать быстро и делать это на основе информации, которая предоставляется оперативно и внушает доверие.

Ключевая роль финансового директора во время кризиса — обеспечивать ликвидность, работать с кредиторами, оптимизировать расходы, модерировать процесс принятия решения, постоянно поднимая вопрос о финансовой и экономической целесообразности тех или иных действий.

Загрузка...
Новое видео
Борис Шестопалов: Что сегодня делает бизнес более устойчивым?
Загрузка...