- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Долги энергетиков растут вместе с запасами угля
Однако правительство вынуждает генерирующие компании продолжать выкупать излишки топлива на рынке
Данная ситуация была обусловлена отнюдь не запасливостью энергетиков. Накопление угля на ТЭС было инициировано правительством. Дело в том, что в условиях падения производства электроэнергии генерирующие компании снизили объемы потребления топлива. Соответственно, значительная часть продукции угледобывающих предприятий осталась невостребованной. Это грозило социальным напряжением в отрасли, чего в преддверии выборов правительство допустить не могло. Поэтому генерациям спустили указание покупать весь уголь, поставляемый шахтерами.
Однако собственных средств на оплату топлива у генкомпаний не было. Поэтому они были вынуждены прибегнуть к банковским заимствованиям. Так, по состоянию на середину октября НАК «Энергетическая компания» (управляет госпакетами акций энергетических компаний) и ее предприятия привлекли на закупку угля 2 млрд. грн. «Это и кредит Ощадбанка для ГП «Энергорынок», и заемные средства, которые удалось привлечь самим генерациям», — отмечают в НАКе. Тем не менее не удалось избежать и долгов перед шахтерами. В госпредприятии «Уголь Украины» (через которое осуществляется реализация всего угля государственных шахт) отказались назвать точную сумму задолженности. По данным «ДЕЛА», она превышает 1 млрд. грн.
Обязательства для энергетиков
Очевидно, что задолженность тепловиков за уголь будет расти. Ведь, например, по словам гендиректора «Центрэнерго» Сергея Попова, его компания исчерпала возможности для привлечения кредитных средств. В то же время генкомпаниям придется продолжать закупать твердое топливо, несмотря на отсутствие средств и его большие запасы на складах. Причина этого — правительство поручило сохранить на складах ТЭС запасы угля в нынешнем объеме (около 3,5 млн. тонн).
Напомним, ранее Совет оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) обязал семь тепловых станций увеличить неснижаемые запасы угля на складах со 140 тыс. тонн до 200 тыс. тонн до октября. Решение касается Криворожской и Приднепровской ТЭС («Днипроэнерго»), Старобешевской и Славянской ТЭС («Донбассэнерго»), Трипольской и Змиевской ТЭС («Центрэнерго»), а также Луганской ТЭС («Востокэнерго»). Эти ТЭС используют антрацитовый уголь. Тепловые станции, которые сжигают другие марки угля (газовой группы), Совет ОРЭ обязал накопить не менее чем 140 тыс. тонн, а Добротворскую ТЭС («Западэнерго») — не меньше 80 тыс. тонн угля. Согласно решению, электростанции, не выполняющие данное требование, могут работать только минимальным составом оборудования.
Предусматривалось, что данное решение даст возможность загружать в первую очередь энергоблоки ТЭС, работающие на антрацитовом угле. Ведь сейчас шахты добывают его с излишком. И на момент принятия решения советом ОРЭ на складах большинства ТЭС количество антрацита превышало потребность в нем. В то же время тепловые электростанции, работающие на угле газовой группы, испытывают дефицит топлива. Поскольку этот уголь может использоваться и в качестве энергетического, и в качестве коксующегося, с повышением стоимости кокса «газовый» уголь начал поставляться преимущественно металлургам. Соответственно, часть энергоблоков ТЭС, работающих на этом виде топлива, работали минимальным составом оборудования, пока не накопили необходимый неснижаемый запас угля. Еще часть энергоблоков ТЭС до сих пор не выполнили требования ОРЭ по накоплению угля газовой группы. Заместитель генерального директора «Донбассэнерго» Игорь Смирнов положительно оценивает предоставление приоритета «антрацитовым» блокам теплоэлектростанций. «Таким образом, есть возможность сработать антрацитовый уголь, которого много, и поднакопить уголь газовой марки», — отмечает менеджер.
В то же время генеральный директор «Днипроэнерго» Юрий Бочкарев отмечает, что у компании нет необходимости в накоплении антрацитового угля в установленных Советом ОРЭ объемах. «Мы имеем возможность оперативно закупать уголь в случае необходимости. Влезать в лишние долги нам ни к чему», — говорит энергетик. Как отмечают участники рынка, накопление излишнего угля съедает оборотные средства. «Энергетика на зиму никогда столько угля не накапливала. Лишний уголь на складе — это замороженные деньги», — уверен коммерческий директор «Востокэнерго» (ДТЭК) Алексей Магда. То есть тепловые генерации, вкладывая в приобретение топлива, просто теряют часть оборотных средств, столь необходимых для ремонта и реконструкции блоков.
Президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко считает, что описанными действиями правительство продолжает решать проблемы угольной отрасли за счет тепловой генерации. «Сейчас стоит задача — решить вопрос с реализацией излишнего угля антрацитовой группы», — говорит эксперт. По данным Минуглепрома, подведомственные ему предприятия по итогам 9 месяцев и без того сократили производство на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 53,5 млн. тонн). Еще большее снижение объемов реализации и, соответственно, добычи может обернуться проблемами с выплатами заработной платы шахтерам.
ОРЦ вырастет на 3%
Вместе с тем правительство приняло решение, которое должно способствовать погашению существующей задолженности тепловой генерации перед «Углем Украины». В частности, Кабмин рекомендовал Нацкомиссии регулирования электроэнергетики в течение осенне-зимнего периода 2009/2010 дополнительно учитывать в тарифах на электроэнергию составляющую, необходимую для расчетов с шахтерами. Эта сумма должна составлять не менее 120 млн. грн. (без НДС) в месяц.
По словам Сергея Попова, предполагается, что данные средства будут привлечены за счет повышения оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию. Предположительно, ее рост составит 3%. Как предполагают опрошенные «ДЕЛОМ» участники рынка, по всей видимости, в такой ситуации правительству придется согласиться и с небольшим увеличением тарифов на электроэнергию для промышленности.
В то же время замглавы парламентского комитета по ТЭК Сергей Титенко отмечает, что закладывание в структуру ОРЦ средств на расчеты тепловиков перед «Углем Украины» может создать привилегии для отдельных участников рынка. «Некоторые производители покупают уголь не у госпредприятия. Исчезнет рыночная конкуренция», — пояснят он.
Алексей Магда подчеркивает, что своими последними действиями Кабмин пытается вручную регулировать рынок электроэнергии, учитывая интересы лишь отдельных игроков. «Мы уже не в первый раз наблюдаем желание правительства нерыночными методами перераспределить производство электроэнергии и, соответственно, финансовые потоки в пользу государственных ТЭС», — говорит представитель «Востокэнерго».
21,4 млн. тонн угля поставлено энергогенерирующим компаниям за 9 месяцев этого года. Это на 17,9% меньше, чем за тот же период 2008 года. В то же время на 1 октября на складах ТЭС накоплено 3,55 млн. тонн угля против 2,3 млн. тонн годом ранее.
Данные Минтопэнерго