"Газпром" впервые проиграл суд

"Газпром" впервые проиграл суд по принципиальному условию международных контрактов — схеме "бери или плати" (take-or-pay). Венский арбитраж подтвердил право чешской RWE Transgas снижать объемы закупок без штрафов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Чешская RWE Transgas добилась судебного решения, согласно которому она имеет право отбирать меньше газа, чем прописано в контракте, без выплаты штрафов.

Take-or-pay (бери или плати) — условия контракта, подразумевающие, что покупатель должен оплатить не менее определенного объема газа, вне зависимости от того, сколько он закупил в действительности в рассматриваемый период.

"Газпром" и RWE судились по поводу авансовой оплаты невыбранных минимальных годовых объемов газа за 2008-2011 годы. Дело рассматривалось Венским арбитражным судом, сумма иска "Газпрома" составляла $500 млн.

RWE TG в суде ссылалась на Дополнение №1 к контракту на поставки от 15 октября 1998 года. Согласно этому дополнению, компания имеет право на снижение обязательство по отбору газа. "Газпром" считал данное дополнение недействительным.

Российская компания от комментариев отказывается. Источник в газовой отрасли знает, что условия take-or-pay при поставках RWE Transgas подразумевают взаимозачет. "Если "Газпром" осуществляет поставки не RWE Transgas, а, например, компании Vemex (контролируемая "Газпромом" чешская компания — газовый оператор), эти объемы также учитываются при расчете take-or-pay с RWE TG, — говорит источник. — То есть, поставки другому контрагенту RWE Transgas может записать на свой счет".

Председатель коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Константин Трапаидзе считает, что именно с этим может быть связано решение суда. "Европейское антимонопольное законодательство подразумевает, что при наличии более, чем одного покупателя у одного и того же поставщика, покупателям предоставляются преференции, — говорит юрист. — И в связи с этим RWE TG может частично отказаться от своих обязательств по take-or-pay за счет другой компании".

"Газпром" проиграл суд по принципу take-or-pay впервые.

Крупнейшие европейские клиенты судятся с российской монополией, стараясь избежать санкций за недобор газа. Так, на отказе от параграфа "бери или плати" настаивала итальянская Eni. Итальянские партнеры угрожали не продлевать контракты с "Газпромом" — по словам главы Eni Паоло Скарони, в 2009-2011 годах убыток компании за невыборку газа составил около 1,5 млрд евро.

На систему take-or-pay жалуется и Украина. По контракту, срок которого истекает в 2019 году, Украина должна закупать 52 млрд кубометров газа в год, но в середине июня "Нафтогаз Украины" подал заявку на 2013 год лишь на 27 млрд кубометров.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что "Нафтогаз" в соответствии с этими условиями должен в любом случае оплачивать не менее 33 млрд кубометров. Плюс возможные штрафные санкции: если закупки Украины уже в текущем году составят 27 млрд кубометров, сумма штрафов за недобор может достичь $2 млрд. Штрафы за 2013 год с учетом роста цен будут еще больше.

Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко говорит, что после победы в суде RWE TG другие контрагенты "Газпрома" попробуют воспользоваться ситуацией. "Будет попытка политического давления, — считает эксперт. — Но решаться все будет через суд, а здесь все будет зависеть от конкретных условий договоров".

Мищенко отмечает, что эпоха глобального доминирования контрактов с жесткими условиями заканчивается. "И это касается не только "Газпрома", — считает эксперт. — Привязка газовых цен к нефти, как и условия "бери или плати", уходят в прошлое. Сейчас наступает время более мягких договоренностей".

Но по мнению Трапаидзе, победа RWE Transgas в суде прецедентом быть не может. "Суд вынес вердикт не по существу договора как такового, а на основании дополнения к нему, а это уже рассматривается как дополнительное соглашение", — указывает юрист.