НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Груз в небе: кто и как намерен развивать грузовые терминалы в аэропортах Украины

Грузовой самолет в МА "Борисполь"
Грузовой самолет в МА "Борисполь"
В этом году несколько украинских аэропортов заявили о планах развивать грузовые авиаперевозки и построить для этого новые карго-терминалы. Delo.UA разбиралось, какой из проектов является наиболее реалистичным и почему

Доля покупок товаров через интернет во всем мире неуклонно растет. Вы можете покупать гаджеты или одежду не только в украинском интернет-магазине, но и, например, в Китае или США. При этом современный покупатель хочет как можно скорее получить купленный товар. На выручку приходит экспресс-доставка грузов авиационным транспортом. Это самый дорогой вид транспортировки. Поэтому продавцы и покупатели очень тщательно считают свои затраты, чтобы клиент в итоге остался доволен.

"Знаете, какая доля логистики в цене вашей кофты? Около 30%! Вы, наверняка, хотели бы уменьшить эту часть затрат, чтобы и товар в целом подешевел", — говорит Виктор Шевченко, генеральный директор группы компаний ZAMMLER, которая оказывает логистические услуги не только в Украине, но и по всему миру.

"У нас есть партнер в Китае, который еженедельно отправляет в Европу 2-3 самолета с товарами, купленными европейцами в китайских интернет-магазинах. Недавно они задумались об изменении маршрута поставки товаров и запросили у нас цену на услуги в Варшаве. Но в итоге это оказалось дорого, и они пока сохранили привычный маршрут, который проложен через менее статусный аэропорт Польши", — рассказывает Виктор Шевченко. По его словам, это не очень крупная китайская компания. И таких в КНР много.

Сфера логистики очень чувствительна к затратам. Шевченко вспоминает, что перед вступлением Польши в Евросоюз, большая часть распределительных логистических складов находились на ее западной границе, около Германии. Но как только Польша стала частью единой Европы, эти склады переехали на ее восточную границу, где уровень жизни и стоимость услуг несколько ниже.

Сегодня зарубежные партнеры интересуются возможностью увеличения поставок грузов авиатранспортом через Украину, чтобы оптимизировать свои затраты на логистику, так как тут транзит в страны ЕС, и склад будет обходиться гораздо дешевле. "Думаю, что многим логистическим компаниям было бы интересно переместить свои склады на приграничные территории украинско-польской границы. Это решение даст существенную экономию. Но для этого нужно создать качественную грузовую инфраструктуру и в аэропортах Украины в том числе", — поясняет топ-менеджер компании ZAMMLER, которая вместе с КП "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс" (БГАК, Белая Церковь Киевской обл.) разработала проект развития местного аэродрома в международный аэропорт с мультимодальной инфраструктурой для грузовых и пассажирских авиаперевозок. Сейчас дорабатывается ТЭО проекта и ведется поиск инвесторов.

Кроме этого, в Украине хотят построить еще несколько карго-терминалов с прицелом на перспективу развития грузовых авиаперевозок.

Мизерные объемы

По данным Государственной авиационной службы (ГАС) Украины, общие объемы перевозки грузов (без учета почты) через аэропорты Украины в 2017 году составили 43,7 тыс. тонн (+21,1% год к году), за 9 мес. 2018 года — 34,5 тыс. тонн (+9,5% год к году).

"При этом следует отметить, что на сегодня практически все (99,8%) грузопотоки сконцентрированы в 8 аэропортах. А именно "Борисполь", Запорожье, Одесса, Львов, Киев (Жуляны), Киев (Антонов), Харьков и Днепропетровск", — ответил Delo.UA Сергей Коршук, и.о. первого заместителя главы ГАС.

Однако в Госавиаслужбе не смогли предоставить информацию в разбивке по аэропортам, сославшись на законодательные ограничения.

Отметим, что, по данным Государственной службы статистики Украины, всеми видами транспорта в прошлом году было перевезено 635,9 млн тонн грузов. То есть авиадоставка занимает мизерную часть —менее 0,01%.

Похожая ситуация и в сравнении Украины с мировыми объемами грузовых авиаперевозок. По данным IATA в 2017 году объем перевозки грузов авиатранспортом в мире увеличился на 9%. А через 20 самых крупных аэропортов мира, по данным ACI, в прошлом году прошло 50,6 млн тонн (+5,6% год к году) грузов, в том числе 40,2 млн тонн (+8,2% год к году) в международном направлении.

Больше всего грузов обрабатывается в аэропортах Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Из приближенных к Украине хабов можно отметить турецкий Стамбул, немецкие Франкфурт и Лейпциг.

Очередь идей

Сейчас развитие грузовых авиаперевозок в Украине во многом сдерживается отсутствием современной инфраструктуры.

Поэтому не удивительно, что в Украине начали задумываться о новых грузовых терминалах в аэропортах. Кроме Белой Церкви, в текущем году об интересе к такой инфраструктуре заявили еще три потенциальных участника рынка: международный аэропорт "Борисполь", Львовская ОГА и власти Тернополя.

В начале ноября сессия Тернопольского облсовета утвердила концепцию развития целостного имущественного комплекса аэропорта "Тернополь" до 2030 года. Среди прочего документом предусмотрено, что здесь в перспективе построят таможенный терминал со складами временного хранения, складами компаний, офисными помещениями и торгово-выставочным комплексом. В структуру логистической системы войдут: грузовой таможенный терминал (16941 кв. м), корпуса на импорт (8301,3 кв. м) и на экспорт (6048 кв. м), склад для хранения продовольственных (7688 кв. м) и непродовольственных товаров (7688 кв. м) и бытовой химии (7570 кв. м), крытая стоянка обслуживающей техники (почти 4 тыс. кв. м), офисные помещения компаний (522 м), торгово-выставочный развлекательно-отельный комплекс (более 15 тыс. кв. м).

Но Тернопольский аэропорт  в 2007 году был возвращен государству, а сейчас является коммунальной собственностью областного совета и практически не эксплуатируется. Поэтому для реализации столь масштабных проектов ему нужен серьезный инвестор.

В этом году появились первые конкретные решения облсовета по аэропорту Тернополя. На сессиях принимают планы развития и выделяют пока что незначительные суммы на поддержку и развитие. "Все дальнейшие шаги будут упираться в отсутствие глобальной стратегии Тернопольщины в направлении развития авиасообщений. Презентовать концепцию, разработанную на необъективных статистических данных — не лучшая идея. От эскизов нужно перейти в площадь поиска логистического обоснования", — считает авиаэксперт Кирилл Новиков.

Также пока еще не сильно детализирован проект, который может быть реализован в международном аэропорту "Львов" им. Д. Галицкого. Директор аэропорта Татьяна Романовская не ответила на просьбы Delo.UA прокомментировать заявления Львовской облгосадминистрации об интересе польских инвесторов к строительству грузового терминала. Оно было сделано в сентябре по итогам встречи главы Львовской ОГА Олега Синютки с руководством компании Waimea Holding SA (Польша), которая занимается строительством и управлением логистическими комплексами, в том числе авиационными карго-терминалами.

Львовский аэропорт активно развивается, за 11 мес. текущего года увеличил количество  пассажиров на 47% до 1,47 млн человек. Поэтому не удивительно, что здесь хотят развивать и другие направления. Однако, по данным Delo.UA, во Львове есть ограничения для полномасштабного развития грузового направления.

Во "Львове" практически отсутствует грузовая инфраструктура, ее необходимо создавать. Эксперты считают, что аэропорт "Львов" — идеальный для режима point to point, а хабом ему стать чрезвычайно сложно. "Хаб — это транзит, который во Львове практически невозможен в нынешних условиях. Плюс — это выражено городской аэропорт", — подчеркивает Кирилл Новиков.

Наверное, наиболее перспективный проект — это развитие грузового направления в международном аэропорту "Борисполь". Недавно Евгений Дыхне, первый заместитель гендиректора "Борисполя", сказал, что аэропорт намерен построить грузовой терминал, который будет ориентирован на обработку грузов, покупаемых онлайн.

"Речь идет больше не о грузах, а о посылках. Сегодня с ростом электронной коммерции, с ростом количества гаджетов на планете и количества пользователей интернета, этот вид коммерции стал настолько мощным... И такая высокая доля авиационного транспорта в нем, что мы понимаем, что ему нужно придать особо важное значение при развитии аэропорта", — сказал Евгений Дыхне.

В аэропорту не ответили на запрос Delo.UA о том, как продвигается реализация этого проекта. Однако ранее сообщалось, что его руководство планирует в 2019 году начать строительство нового грузового терминала даже при отсутствии инвестора.

"Существующая грузовая инфраструктура "Борисполя" формировалась в конце 60-х — начале 70-х годов и рассчитывалась на обработку порядка 40 тонн грузов в день. "Сейчас грузооборот 110-120 тонн грузов в день", — заявил в сентябре Павел Рябикин, гендиректор МА "Борисполь". Тогда сообщалось, что подобный проект можно реализовать за 1,5 года.

МА "Борисполь" имеет грузовую инфраструктуру, которая достаточна на сегодня, но недостаточная в ближайшей перспективе. ""Военные земли" (УАТК и Минобороны) прекрасно подойдут для модульных ангаров грузовых авиакомпаний. Есть даже авиакомпании, которые готовы инвестировать (например, SilkWay сказали: дайте землю — и мы все построим", — рассказывает Кирилл Новиков.

Схема действующего грузового терминала в МА "Борисполь"

Потенциальным конкурентом "Борисполя" может стать КП "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс"(БГАК, Белая Церковь). Сейчас предприятие преимущественно занимается ремонтом и техническим обслуживанием самолетов. Однако его руководство намерено существенно расширить спектр деятельности. Для этого уже привлечены партнеры с опытом работы в логистике — группа компаний ZAMMLER.

Интерес ZAMMLER к созданию грузового международного аэропорта в Белой Церкви связан с тем, что у компании имеется таможенный терминал со складом, на котором обрабатываются грузы, привезенные автомобильным транспортом. Он расположен в территориальной близости с БГАК. Поэтому компания присоединилась к инициативе менеджмента белоцерковского авиационного комплекса. Ведь совместно нескольким партнерам будет проще продвигать такую инициативу.

"Мы понимаем, что самостоятельно финансово не осилим реализацию этого масштабного инвестиционного проекта. Согласно предварительным расчетам, для полной реконструкции Белоцерковского грузового авиационного комплекса потребуется несколько десятков миллионов долларов. Поэтому осенью проект был презентован потенциальным инвесторам в Швейцарии и Китае", — рассказывает Delo.UA Виктор Шевченко. Он отмечает, что создание международного аэропорта "Белая Церковь" с мультимодальной инфраструктурой для грузовых и пассажирских авиаперевозок поддержано Министерством инфраструктуры Украины.

Виктор Шевченко считает, что возможная конкуренция между Белой Церковью и Борисполем может оказаться на руку потребителям услуг, так как приведет к более рыночным тарифам в сегменте экспресс-доставки грузов.

Белая Церковь может стать ремонтной базой для европейского лоукостера и хорошим логистическим хабом. Но важным условием для создания рембазы является наличие пассажирских рейсов в/из этого города. "Руководитель БАГК впервые поднял значимость аэродрома "Белая Церковь" именно в текущем году, презентовав и утвердив вполне жизнеспособную концепцию развития. Ему не хватает поддержки на государственном уровне и со стороны лоббистов логистических операторов", — говорит Кирилл Новиков. Импульсом для создания полноценного аэропорта в Белой Церкви станет возрождение идеи переноса Киевской областной государственной администрации из столицы в этот райцентр.

Разгрузка грузового самолета в МА "Борисполь"

Пока все перечисленные проекты находятся на подготовительной стадии. При переходе к практической части следует понимать стоимость их реализации. По словам Кирилла Новикова, стоимость строительства ангара, в котором выполняются грузовые операции, можно оценить в $400 за 1 кв. м. А если учесть необходимость строительства грузового перрона, сетей, бытовых и технологических помещений, освещения, спецтехники и т. д., то стоимость 1 кв. м может равняться стоимости "квадрата" в элитном районе столицы. "Инвесторы понимают это, и не боятся вкладываться, если увидят спрос. Однако до сих пор ни одного частного ангара в аэропортах Украины не построено", — говорит Новиков.

Какие грузы, в каких объемах и кто может транспортировать через новые грузовые авиатерминалы? Об этом и основных конкурентах, с которым украинским аэропортам придется бороться за грузы, читайте во второй части материала Груз в небе: для чего нужны карго-хабы в аэропортах и с кем придется конкурировать Украине.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram