Кабмин хочет отменить паевой взнос на развитие инфраструктуры (обновлено)

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, паевой взнос превратился в причину коррупции

Уточнен механизм отмены паевого взноса

Кабинет министров хочет отменить паевой взнос на развитие инфраструктуры территорий. Взнос отменили в рамках дерегуляции предпринимательской деятельности. Правительство одобрило законопроект об улучшении инвестиционного климата, в котором будет отменено требование паевого взноса. (Абзац изменен после публикации).

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, это отменит дополнительную нагрузку на инфраструктуру и строительство. Премьер сказал, что если раньше взнос был важной составляющей бюджета города, сейчас он превратился в причину взяточничества и коррупции, в том числе налогового давления на строительный бизнес.

"Мы точно можем сказать, что сейчас такой подход неуместен. Новый подход упросит взаимодействие (застройщиков и местной власти — ред.)", - заверил Гройсман.

По словам премьера, местные бюджеты выросли за год на 34 млрд грн, поэтому такие "коррупционные подачки" как паевой взнос не нужны.

"Если на несколько процентов упадет цена квадратного метра, это будет очень неплохо для украинцев", — заметил Гройсман.

Совет бизнес-омбудсмена расценивал паевой взнос как создающий серьезные коррупционные препятствия.

"(Взнос — ред.) увеличивает стоимость строительства и подключения к инженерным сетям и не содействует развитию территорий", — говорится в системном отчете совета бизнес-омбудсмена.

Согласно ст. 40 Закона Украины "О градостроительной деятельности", застройщик коммерческого объекта обязан внести в местный бюджет денежный платеж на развитие инфраструктуры населенного пункта. Причем закон запрещает делать этот взнос в натуральной форме — имуществом или работами.

Совет бизнес-омбудсмена отмечает, что изначально взнос должен был создать финансовый ресурс для развития социальной, дорожной инфраструктуры и повысить прозрачность при подведении инженерных сетей, уменьшить финансовую нагрузку на застройщиков.

Но в результате взнос стал дополнительным скрытым налогом: он непосредственно не связан с функционированием построенного объекта, но увеличивает стоимость его строительства и подключения к сетям.

К тому же паевой взнос определяется индивидуально для каждого застройщика и может достигать 10% от общей стоимости промышленного объекта.

Отсутствует контроль поступлений от паевого взноса, поэтому нельзя проверить направились ли они на развитие инфраструктуры.

Из-за того, что взнос может быть только в денежной форме, застройщику не компенсируется стоимость построенных инженерных сетей. Хотя их стоимость часто превышает размер паевого взноса. Тогда как электросети и электрооборудование, приобретенное и построенное за счет заказчика строительства, передается на баланс операторов энергорынка бесплатно.

Сложностей с определением размера паевого взноса также добавляет то, что обжаловать его можно было только через суд или "неформальные переговоры" с местной властью, отмечают в совете бизнес-омбудсмена.