17 сентября, 17:09
Олена Редько

Олена Редько, основатель бренда lifestyle-аксессуаров, поделилась своим опытом запуска совместного бизнеса с подругой и провела "работу над ошибками"

Как я делала бизнес с подругой, и что из этого вышло

Бизнес с друзьями это всегда риск. В случае если что-то пойдет не так, можно  потерять и дружбу, и дело своей жизни. После шести лет ведения бизнеса под названием Chicardi мы с мои партнером в течение двух недель приняли решение разойтись.

Как все начиналось

Проект Chicardi начался в 2012 году с одной тысячи долларов, на которую мы купили на китайской площадке Tao-Bao разные необычные канцтовары и аксессуары для девушек. Мы привозили очень милые вещи, названия которым часто нам просто приходилось придумывать самим. Можно сказать, что мы были первопроходцами на рынке lifestyle-аксессуаров для девушек. Мы выбрали этот сегмент по двум причинам: он не имел явной сезонной выраженности, к тому же на то время рынок оригинальных канцтоваров в Украине отсутствовал.

Изначально это была страница в соцсети VK, а чуть позже — интернет-магазин. Мы работали из дома, потом открыли первый шоу-рум на 22 кв. м, а следом за ним — настоящий большой магазин на 170 кв. м. За четыре года бизнес прошел несколько этапов трансформации: от продажи китайской продукции до магазина, в котором можно было эксклюзивно купить оригинальные канцтовары брендов из Южной Кореи, США, Англии, Голландии, Германии, Австралии, Японии. Со многими из которых мы договаривались о работе на эксклюзивных условиях.

Позже под этим названием мы запустили первое производство в Китае аксессуаров с собственным именем и дизайном. Запуская производство в Китае, мы самостоятельно договаривались с фабриками, налаживали логистику, разрабатывали макеты продуктов.

Но что-то пошло не так. Я не стала исключением из правила "Никогда не стройте бизнес с друзьями".

Причин тому было множество: кардинально разные цели и планы на дальнейшее развитие компании, отсутствие границ между зонами ответственности, что позволяло вмешиваться в задачи друг друга, разные взгляды на операционную деятельность, несовпадение амбиций и финансовых целей, отсутствие открытого диалога и обмена информацией. В один момент "чаша терпения" переполнилась. Как результат — мы потеряли и дружбу, и общее дело.

Но я очень благодарна за эти годы становления в бизнесе, когда рядом всегда был человек, горящий нашим общим делом не меньше меня. Ради этого стоит рисковать и вступать в партнерские отношения.

Давайте проведем работу над ошибками

Задача первая: Синхронизироваться в понимании целей

Если этого не сделать заранее, могут начаться недопонимания: одному партнеру будет хотеться журавля в небе, а другому достаточно синицы. У нас были абсолютно разные взгляды на ведение бизнеса и понимание того, какой должна быть компания. Например, я хотела сконцентрироваться на оптовых продажах и производстве продукции под собственным брендом, а партнер видела перспективы в том, чтобы оставаться мультибрендовым бутиком.

Задача вторая: Распределить роли, задачи и зоны ответственности

Необходимо четко распределять и прописывать, кто из партнеров на что имеет право, за что отвечает и чем занимается. Кто и как может (или не может) вмешиваться в зоны ответственности другого партнера. У нас же не были четко распределены, зафиксированы или даже оговорены задачи и обязанности. Это огромная ошибка, из-за которой возникают недопонимания.

Задача третья: Открыто обмениваться друг с другом всей информацией о компании

Вы должны быть в курсе того, что делает ваш партнер по бизнесу. Так же, как и он должен знать, над чем работаете вы. Вы должны оба четко понимать ваше финансовое положение доходы и расходы компании для вас обоих должны быть прозрачными. А единоличное принятие решений и управление финансовыми потоками недопустимо.

Задача четвертая: Договариваться на берегу, кто и как будет выходить из бизнеса в случае чего. И очертить эти "случаи чего"

Это очень важный момент, который может, по крайней мере, спасти дружбу, если не спасет общий бизнес, а может сохранить дружбу и "вылечить" бизнес. У нас таких договоренностей, к сожалению, не было, и когда мы хотели начать решать этот вопрос, было слишком поздно эмоции взяли свое.

Задача пятая: Вывести общие правила эмоционального менеджмента

Необходимо пообещать друг другу говорить все, с чем не согласны, указывать на ошибки и озвучивать страхи, обозначать свою позицию. Страхи и недосказанность это то, из-за чего можно наломать кучу дров и расстаться с партнером. Может помочь пауза в обсуждении каких-то важных для бизнеса вопросов, если такая возможность есть.

Задача шестая: Выработать общий подход к работе с командой

Есть книга "Обнимите своих сотрудников" Джека Митчелла, а есть "Жесткий менеджмент" Дэна Кеннеди, и они говорят о диаметрально разных принципах построения взаимоотношений со своими коллегами. Я человек первой книги, для меня важно вдохновлять, заряжать и помогать каждому члену команды расти. Мой партнер придерживалась концепций второй книги и видела правильность взращивания именно подчиненных. Это ни хорошо, ни плохо, но в сумме получается диссонанс.

Задача седьмая: Ожидания от жизни и личностные амбиции

Около года назад я поставила себе определенные финансовые цели. Но нужно понимать, что если с партнером у тебя бизнес 50/50, а твои цели превышают его настоящие цели и амбиции, то в рамках вашего общего бизнеса ты их не выполнишь.

Задача восьмая: Прислушиваться к себе

Всегда помнить именно о своих мечтах и целях и делать все, чтобы достичь их. Иначе есть риск однажды утром проснуться в 60 лет с жутким страхом от того, что все эти годы ты не жил той жизнью, о которой мечтал, и упустил столько возможностей, просто согласившись с тем, что есть.

5 триггеров, чтобы задуматься о расставании с бизнес-партнером:

Если чувствуете, что нужно расходиться расходитесь.

Если партнер не способствует развитию.

Если чувствуете, что идете не туда.

Если партнер становится "пассажиром" или наоборот тянет одеяло на себя.

Если ваши амбиции, приоритеты и взгляды на жизнь не совпадают.

Я считаю, что лучше не делать бизнес с близкими людьми. Когда ты делаешь бизнес с человеком, которым дорожишь, то должен понимать, что общее дело может привести к тому, что ты этого человека потеряешь. Здесь нужно просто решить, что ты больше ценишь конкретно этого человека как друга или родственника, или этого человека как бизнес-партнера.

Что дальше?

Теперь моя новая история это бренд lifestyle-аксессуаров для девушек "Olena Redko" с богатым опытом, смелым вызовом и большими амбициями.

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Как украинскому ИТ-бизнесу успешно выйти на рынки Европы и Азии
IT и Телеком 10 сентября, 18:09

Как украинскому ИТ-бизнесу успешно выйти на рынки Европы и Азии

С чего ИТ-компании начинать международную экспансию? Какие страны наиболее интересны ИТ-бизнесу? Как влияет менталитет на ведение бизнеса за границей? Об этом в колонке генерального директора компании БАКОТЕК

Как наладить бизнес-процессы в растущем стартапе
Бизнес 29 августа, 18:08

Как наладить бизнес-процессы в растущем стартапе

О том, как строить "летящий" стартап и в процессе не "утопить" ни себя, ни команду, рассказал сооснователь и СТО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин