- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Как на логистическом рынке отразилось ужесточение весового контроля
Осенью 2015 года Кабмин принял постановление №869 о внесении изменений в "Правила дорожного движения Украины", согласно которому по автомобильным дорогам местного значения запрещается передвигаться грузовикам с нагрузкой на ось более 7 тонн или фактической массой не более 24 тонн. Также запрещается движение транспортных средств и их составов с нагрузкой на одиночную ось более 11 тонн, сдвоенные оси — более 18 тонн, строенные оси — более 22 тонн или фактической массой более 40 тонн, для контейнеровозов — нагрузка на одиночную ось — более 11 тонн, сдвоенные оси — более 18 тонн, строенные оси — более 24 тонн или фактической массой более 44 тонн, а на установленных "Укравтодором" и Госавтоинспекцией для этих маршрутах — более 46 тонн.
В Европе требования к максимально допустимой массе грузовых автомобилей отличаются от украинских в среднем на 20-50% в большую сторону (в зависимости от количества осей и типа транспортного средства). Отечественные дороги к таким испытаниям не готовы, их качество далеко от европейских стандартов. Это неудивительно, ведь требование обязательной проверки асфальта после укладки у нас в стране ввели чуть более 2-х лет назад, у "соседей" же эта практика ведется более десятилетия.
По сути, изменения требований к габаритно-весовому контролю были созданы не для того, чтобы ухудшить ситуацию на рынке, и перевозчики должны это понимать. Государство пытается снизить нагрузки на дорожное покрытие и предотвратить их разрушение. Изменение норм также должно способствовать повышению безопасности дорожного движения — тормозной путь перегруженного авто увеличивается на 20-60%, а само транспортное средство страдает от перевеса: выходят из строя рессоры, тормозные колодки, лопаются шины.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНо стоит учесть, что позитивное влияние от "весового" регулирования возможно лишь при надлежащем государственном контроле. Можно вносить законопроекты, принимать законы, но при отсутствии должного и правильного подхода — эффект будет нулевым. По нашим оценкам, из необходимых 200-250 пунктов весового контроля в Украине работает не более 20. Очевидно, что для эффективной проверки всего крупно-габаритного транспорта такого количества пунктов недостаточно и это при том, что только с июля 2016 года они стали работать круглосуточно.
Безусловно есть и те, кого ужесточение требований поставило под удар. Недогруз при нынешнем уровне цен на топливо сделал их деятельность менее рентабельной, а спрос на транспорт вырос в отдельных сегментах бизнеса. Это, в свою очередь, повлияло на цены — тарифы на автоперевозки по отдельным направлениям выросли в среднем на 15-20%.
С другой стороны, такая ситуация "оживила" рынок и перевела ориентиры на другие виды транспорта, альтернативные автомобильному — железнодорожный и водный.
Железнодорожный транспорт является наименее финансово затратным — стоимость перевозки в среднем составляет около $15-17/тонна и остается самым востребованным в Украине — 62-63% от общего числа перевозок. Но есть и проблема — недостаток вагонов, хотя она имеет сезонный характер.
Наблюдается оживление рынка перевозок речным транспортом — открылись новые перспективы. Его развитию способствует и географическое расположение реки Днепр, которая проходит по территории 8 областей Украины и является связующим звеном в транспортно-логистической цепочке. Ключевыми игроками на этом рынке являются компании "Нибулон" и "Укрречфлот", которые смогли быстро адаптироваться под растущий спрос. К примеру, недавно "Укрречфлот" предложил аграриям контейнерные поставки зерновых "под ключ".