Как не только внедрить инновации, но и окупить в краткие сроки

Всегда найдется десяток инноваций, которые можно внедрить в бизнес. Но браться нужно лишь за те, которые дают экономический эффект в кратко- или среднесрочной перспективе

Когда речь заходит об инновациях в IT-отрасли или сфере телекоммуникаций, почему-то большинству людей на ум приходят мысли о кардинальной смене оборудования, технологий, стандартов, процессов. Но это не так! Да, инновации сегодня базируются на современных технологических решениях, но важно помнить изначальное определение.

Инновации — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Поэтому даже в такой конкурентной и динамичной отрасли, как телекоммуникации, инновации часто базируются на оптимизации того, что уже есть, а не на кардинальной и дорогостоящей переделке всего и вся.

Инновации не должны быть ради самих себя, они должны приносить измеримую и явную выгоду. Повторюсь: инновации — это не процесс, а результат. Всегда должен быть экономический эффект, оправдывающий инновации.

Грамотный подход к внедрению инноваций сегодня важен для всех украинских компаний, независимо от размера. Говорю об этом со всей ответственностью, зная кейсы многих бизнесов в различных отраслях экономики. Всем есть что улучшать! И те компании, которые умеют это делать лучше, с меньшими затратами денежных и временных ресурсов, непременно будут улучшать свои экономические показатели. Безвозвратно уходят времена, когда неэффективные бизнесы держались на плаву за счет каких-то неэкономических факторов.

К сожалению, компании порой внедряют огромное количество инноваций, но взаимодействие между людьми — сотрудниками, поставщиками, подрядчиками — почему-то не меняется. Новые возможности практически не используются. Это говорит о системных ошибках на этапах подготовки и внедрения инноваций. По сути, эти компании потеряли и деньги, и время, и человеческий ресурс.

В зрелой организации я выделяю три горизонта инноваций. 

Первый — расширять и улучшать основной бизнес. В данном случае инновации генерируются потребностями самой организации. Если такие запросы игнорировать, а вместо этого открывать новые "инновационные" компании или структурные подразделения, результаты окажутся неутешительными — ведь это означает уничтожать свое будущее собственными руками.

Есть хороший маркер. Бывает так, что к тебе приходят более инновационные клиенты и тебе просто необходимо улучшаться и развивать свои продукты. В таком случае ты понимаешь, что инновации — это уже необходимость.

Второй — создавать новые источники роста. Выгоднее всего инновации для текущих и будущих точек роста генерировать отдельным подразделением компании. На этом этапе отдавать инновации в третьи руки нельзя, поскольку критичные для основного бизнеса инновации должны оставаться под контролем организации.

Третий — создавать новые бизнесы, не связанные с основным. Речь о стартапах, в которых компания владеет частью капитала. Это позволяет не распылять силы, не терять концентрации на развитии основных направлений, но вместе с тем и создает задел для освоения смежных рыночных ниш и даже других рынков.

И еще два лайфхака.

Чтобы внедрять инновации, важно правильно распределять время и усилия на самые приоритетные из них. Например, когда планируешь на год-два, набирается список из 10+ важных задач, которые нужно решить. Но ресурсов реально хватит на 5-7. Поэтому все эти задачи важно ранжировать, прежде всего финансово, а затем технически и с точки зрения улучшения реализации потребностей и запросов клиентов.

В компании важно создать место для CINO (Chief innovation officer), чья задача — развитие навыков персонала и их финансирование на ранней стадии, отслеживание тенденций и генерация новых идей и подходов, поддержка лучших практик. Создать место для такой должности простым решением не получится. Нужно подготовить компанию к этому и в какой-то момент самому выполнять роль CINO, а потом только передавать ему полномочия, пока организация привыкнет. Этот процесс может занять полгода-год.

Хочу на примерах проиллюстрировать тезис, что инновации — это ответ на потребности не только компаний, но и общества в целом, создание возможностей для успешной реализации насущных задач и задел для развития.

В городе Гадяч местной районной администрацией был реализован уникальный для Украины социальный проект в направлении телемедицины — "Электронный пациент". Компьютеризировали все медучреждения и объединили в одну сеть. Собственно, наша компания, будучи одним из партнеров проекта, обеспечила беспрерывный высокоскоростной доступ к интернету, благодаря чему и удалось объединить весь район в единый цифровой комплекс.

Будущее за подобными проектами. Электронная регистрация позволяет записаться в очередь и попасть к врачу без ожидания на первичном этапе: пациент получает талон, на котором указано время, имя врача и номер кабинета. Создали базу данных всех жителей района (52 тыс.), которым выдали пластиковые карты — идентификаторы пациента. На картах код, который является ключом доступа к медицинской информации о пациенте. Система позволяет быстро создать дневник амбулаторной карты. Более того, каждый житель может воспользоваться электронным рентгеном или цифровым флюорографом. В результате человек получает ту медицинскую помощь, которая ему нужна, а не теряет время, силы и здоровье в очередях и поисках нужного специалиста.

"Безопасный район" — другой наш проект в Гадячском районе. Это комплексная система видеонаблюдения на улицах. Она позволяет фиксировать нарушения правил дорожного движения, наблюдать за транспортной инфраструктурой и оперативно реагировать. Внедрение этого проекта позволило снизить уровень преступности и количество ДТП в районе, благодаря чему повысился уровень безопасности в целом.

Есть решения и для оборонного комплекса страны. Когда в зоне АТО срочно нужно было решать вопросы с безопасной радио связью, инженерами нашей компании был разработан специальный комплект спутниковой связи. Комплект имеет возможность подключения аппаратуры шифрования и развертывания защищенной телефонной связи и передачи данных, а также умеет кодировать аналоговые сигналы телефонных аппаратов в цифровые пакеты. Сегодня такими комплексами пользуются подразделения Национальной гвардии, Министерства обороны, Госпогранслужбы.

Это только несколько примеров индивидуальных решений для клиента. Наш R&D разрабатывает и внедряет ряд комплексных решений для IoT, проекта "Безопасный город" и кибербезопасности.

Подытожив, хочу сказать следующее: внедрять инновации — это выходить из зоны комфорта, создавать неудобства. Но без этого не будет роста, не будет развития. Поэтому инновации нужно тщательно планировать, а приняв решение, делать все необходимое и крепко верить. В конечном итоге инновации станут частью ежедневной жизни организации, залогом ее успешного будущего.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram