Как развитие бренда работодателя влияет на текучесть кадров

Что заставляет людей работать в одной и той же компании десятилетиями, и почему баланс работы и личной жизни становится более значимым, чем заработная плата
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На сегодня вряд ли в какой-либо стране мира удастся найти коммерческую организацию, которая сможет сказать, что развитие собственного имиджа как лучшего места для работы обходит сферу её интересов. Украинский рынок в этом вопросе не является исключением. Недостаток кадров в стране разделил крупнейших работодателей на два лагеря — тех, кто уже начал делать конкретные шаги по построению своего бренда на рынке труда, и тех, кто об этом всерьёз задумался.

В этой связи важным подспорьем для организаций могут стать данные Randstad Employer Brand Research, в фокус которого в этом году впервые попал кандидатский рынок Украины. Глобальным заказчиком исследования является мировой лидер стаффинговой индустрии, голландская компания Randstad, а соорганизатором — одна из лидирующих компаний данного сегмента в странах Восточной Европы, кадровый холдинг АНКОР.

Само исследование стартовало в 2000 году в Бельгии с оценки местным населением в возрасте от 18 до 65 лет привлекательности крупнейших компаний страны как работодателей, и поскольку реакция общественности на полученные результаты была крайне позитивной, его решили повторить, а со временем — и расширить географию. Масштаб исследования в текущем году охватывает 32 страны на 4-х континентах или более 75 процентов мировой экономики. Цель исследования — анализ восприятия имиджа крупнейших работодателей (около 6 тыс. компаний по всему миру) при помощи опроса трудоспособного населения стран, стимулирование размышлений руководства компаний о бренде работодателя, а также понимание функционирования и развития рынка труда.

Исследование репрезентативное, поскольку структура выборки респондентов в каждой стране соответствует социально-демографической структуре местного трудоспособного населения. Согласно распределению ежегодно опрашиваются около 175 тысяч человек. Порядка 8 тысяч составит прогнозная выборка по Украине. Компании, попавшие в исследование, должны являться крупнейшими работодателями в масштабах страны в целом или в рамках конкретной отрасли/сектора экономики, при этом анализируется не менее 150 наибольших компаний по численности персонала, для которых участие в исследовании является полностью бесплатным. В результате лучшие определяются путём сравнения относительной привлекательности — учитываются мнения только тех респондентов, которые утверждают, что знают конкретную компанию. Речь идёт именно о представлении внешней аудитории об организации, а не её сущности, т.е. внутренних процессах. Внешняя аудитория сравнивает компании на основе многих источников информации (зачастую бόльших, чем считают сами работодатели): по рассказам работающих в них сотрудников, из сообщений в прессе, активностей в социальных медиа, во многом руководствуясь менее подробными данными, чем персонал самих компаний.

Однако особенно важно для организаций понимать, насколько соответствует имидж сущности. Если таковое существенно разнится, то проблемы с внешней коммуникацией у организации налицо. Поскольку Randstad Employer Brand Research не изучает сущность работодателей, а процесс построения HR-бренда, затрагивающий сразу несколько направлений работы бизнеса: маркетинг, коммуникации, управление персоналом, общее руководство с его стилем и характером, — является крайне сложным, отдельные исследования показывают, что объективно сильные организации не всегда являются самыми привлекательными работодателями и наоборот.

По глобальным данным прошлого года, при выборе работодателя наиболее значимыми факторами являлись привлекательная зарплата и бонусы (60% опрошенных), гарантии занятости (48%), баланс работы и личной жизни (45%), приятная рабочая атмосфера (44%) и карьерный рост (38%).

Далее респонденты обозначили финансовое благополучие работодателя (34%), сильный менеджмент (28%), наличие качественного обучения (28%), месторасположение компании (28%).

Если говорить об удержании сотрудников, указанные факторы имеют иной "вес" — например, баланс работы и личной жизни становится более значимым, чем заработная плата.

Безусловно, есть различия в том, как люди разного возраста, из разных уголков мира выбирают привлекательного работодателя. Можно с полной уверенностью утверждать, что компаниям следует формировать бренд работодателя в соответствии с возрастом их целевой аудитории. Представители самой молодой категории сотрудников (18-24 года) демонстрируют ключевую важность факторов обучения, карьерного роста, уважения различий и предоставления условий для реализации своих возможностей, а также социальную важность деятельности своего работодателя.

Представители другой возрастной категории (от 45 лет и более) предпочитают безопасность и "финансовое здоровье" работодателя.

Интересно, что 47% опрошенных женщин обозначили приятную рабочую атмосферу как очень привлекательный фактор (47%), а вот для мужчин она менее важна (40%).

В странах Европы, Ближнего Востока, Африки, и Латинской Америки приятная атмосфера на работе ценится выше, чем в других регионах, однако, по данным исследования за 2018 год, работодатели не часто учитывают этот фактор в своих внешних HR-коммуникациях.

Кроме того, 45% респондентов по всему миру обозначили, что они меняли место работы на протяжении предыдущего года или планируют сделать это в течение ближайших 12 месяцев.

А что же в Украине? Опрос респондентов в нашей стране был проведен в конце 2018 года глобальным партнёром исследования — компанией Kantar TNS, в настоящий момент идёт обработка результатов, и уже в апреле станут известны имена наиболее привлекательных для трудоустройства компаний. После церемонии на сайте award.ancor.ua будет доступен отчёт с данными по Украине, с которыми сможет ознакомиться каждый желающий абсолютно бесплатно.

Выстраивая бренд работодателя, мы помним о необходимости его аудита, важности получения обратной связи от сотрудников (как линейного персонала, так и руководителей), оценки конкурентного поля и их брендинговой политики, понимания ценностей компании и их соответствия ценностям персонала, сотрудничества HR и маркетинга и т.д. В этом отношении чем больше информации получают компании о себе, чем больше результатов различных исследований доступны — тем быстрее может быть получен желаемый результат.