Как защитить авторский рисунок на футболке от кражи

Тысячи футболок с ангелочками Гапчинской, сумки в фирменную клетку Burberry за $20, "шахматка" Louis Vuitton на каждом шагу... Как производителям одежды и аксессуаров защитить свой бренд от копирования и воровства?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Если спросить, с каким принтом ассоциируется бренд Burberry, большинство узнает фирменную клетку. То же касается "шахматки" Louis Vuitton и других узнаваемых узоров. Производитель контрафакта может не наносить название бренда — достаточно воспроизвести характерный принт на товаре и потребитель мгновенно узнает производителя luxury сегмента.

Для брендов быстрой моды (Zara, H&M, Forever 21) есть другая опасность — текстильные фирмы, которые владеют авторскими правами на дизайны принтов, за последние пять лет подали тысячи исков о нарушении авторских прав к розничным магазинам, а суммы, выплаченные в качестве отступных, исчисляться сотнями тысяч долларов.

Индустрии известны три способа защиты принта: авторским правом, патентом на дизайн (промышленный образец) и торговой маркой. Узоры на ткани и материале являются одними из немногих элементов одежды, которые охраняются авторским правом, не распространяющимся на фасон платья и дизайн одежды.

Принт способен быть воспроизведен отдельно от самой одежды — т.е. нанесен на любые другие изделия, потому охраняется авторским правом в большинстве стран. Какова успешная практика защиты узоров в индустрии моды и рекомендации по уменьшению рисков, читайте в настоящей статье.

Украинский опыт защиты прав на принты

Украинская судебная практика тоже знает успешные дела о защите авторских прав на дизайны тканей. Так, еще в 2008 году компания выиграла иск о защите авторских прав на ряд дизайнов для мебельных тканей, запретив продажу контрафактной продукции и взыскав компенсацию. Суд даже предписал изъять и уничтожить арестованный товар.

Результативность судебной практики привела к тому, что на этапе рассмотрения в первой инстанции исков к другим ответчикам они шли на заключение мирового соглашения и добровольно передавали контрафактный товар истцу.

Кроме этих примеров, сложилась практика получения патентов на промышленные образцы, объектом которых стал дизайн тканей. Если в патенте незаконно воспроизведен чужой рисунок, это может стать основанием для отмены патента, как случилось в одном из судебных споров.

Самый широкий объем охраны принта — регистрация его в качестве торговой марки. Это позволит получить право не только лицензировать других производителей, но и запрещать нанесение на товары похожих, но не идентичных узоров.

Европейский пример защиты прав на принты

Весной 2016 года завершился спор об использовании принта шведского дизайнерского дома Svenskt Tenn, который владеет авторскими правами на текстильный узор "Манхэттен". Он также зарегистрирован как комбинированный товарный знак в Евросоюзе в 2012 году.

Svenskt Tenn подал иск против британской компании Textilis о нарушении авторских прав и товарного знака и просил суд запретить предлагать для продажи контрафактные товары в Швеции, а также возместить убытки. Textilis подала встречный иск, требуя признания недействительным товарного знака, поскольку он не обладает достаточной различительной способностью.

Окружной суд Стокгольма вынес решение, что Textilis виновна в нарушении товарного знака и авторских прав на текстильный узор "Манхэттен".

3 совета, как избежать риска нарушения прав на принты

Самый лучший совет компаниям, регулярно производящим товары с различными принтами — создайте свое дизайнерское бюро. Другой совет — купите страховку на случай нарушения авторских прав, но такой метод все еще экзотика даже в более развитых юрисдикциях.

Осмелимся дать три рекомендации, как избежать риска нарушения прав на принты и последующих судебных разбирательств, финансовых и репутационных потерь.

1. Задайте вопрос текстильному поставщику, приобрел ли он авторские права на принт или создал его собственными силами. Попросите доказательства авторства произведения (эскизы, черновики) или договор о передаче прав. Если поставщик приобрел дизайн у художественной студии, убедитесь в полноте полученных прав и возможности их регистрации в виде торговой марки или промышленного образца.

Проведите поиск среди промышленных образцов и торговых марок — его стоимость гораздо меньше расходов на юристов при судебном разбирательстве и компенсации убытков правообладателя.

2. Заключая договор, попросите юриста правильно сформулировать условия о гарантиях соблюдения авторских прав, прав на промышленные образцы и торговые марки третьих лиц. Обязательным должно стать условие освобождения от ответственности. Поставщик обязан возместить расходы в случае нарушения гарантий, например, при предъявлении иска в суд и аресте продукции.

Важно, чтобы договорная гарантия распространялась на территорию всех стран, не была ограничена сроком и охватывала не только первого покупателя, но и каждого, кому продается товар.

3. Используйте "общедоступные дизайны" — те, которые перешли в общественное достояние по причине истечения срока действия авторских прав либо являются "сиротскими" произведениями (автор которых неизвестен). Есть сервисы, которые поддерживают библиотеки тысяч принтов в свободном доступе, а также те, что созданы природой (например, принты в виде узоров на шкурах животных). Можно выбрать готовый дизайн любого из этих материалов, при этом не брать разрешения у правообладателя и не платить деньги.