Каким на самом деле должен быть закон "Об электронной коммерции"

Совсем недавно в Украине был принят и вступил в силу закон "Об электронной коммерции". Это стало важным шагом к урегулированию отрасли онлайн-торговли. Однако не следует преувеличивать его значимость для сферы e-commerce. На самом деле, закон задекларировал уже существующие реалии рынка интернет-ритейла, оставив при этом большинство проблемных вопросов нерешенными

На сегодня мы наблюдаем довольно необычные тенденции взаимоотношений государства и бизнеса в сфере электронной коммерции. В то время как в большинстве отраслей хозяйственной деятельности предприниматели в основном стараются избегать контакта с властью и не хотят открытого диалога с ней, участники рынка электронной коммерции, наоборот, настойчиво и постоянно пытаются получить четкие "правила игры" от государственного регулятора.

Мотивы для этого у игроков рынка разные. Не будем идеализировать намерения всех и каждого, но положительные последствия таких стремлений очевидны: прозрачные условия для совершения онлайн-торговли позволят контролировать доходы участников этого рынка и приведут к увеличению налоговых поступлений; в свою очередь, вывод "из тени" части субъектов несомненно приведет к общему росту этого сегмента рынка и привлекательности его как для конечных потребителей, так и для потенциальных инвесторов.

Согласно пояснительной записке к законопроекту "Об электронной коммерции"(регистрационный № 0957 от 27.11.2014), первоочередной задачей проекта было системное урегулирование вопросов электронной коммерции с учетом европейских и международных стандартов, развитие данной отрасли с целью оздоровления экономики, привлечение внимания иностранных инвесторов, которое приведет к улучшению инвестиционного климата государства и принесет значительные финансовые вливания в нашу экономику. Законопроект также предполагал установление четких правовых требований и механизмов дистанционного заключения и исполнения сделок с применением электронных информационно-коммуникационных средств и технологий, что позволит гарантировать законность, прозрачность и достоверность таких операций и, в свою очередь, ускорит интеграционные процессы в мировое информационное пространство.

Звучит очень хорошо, однако действующие положения Закона Украины "Об электронной коммерции" на самом деле не решают указанные задачи и цели в полной мере, а фактически лишь систематизируют и в некоторой степени обобщают уже существующие правовые механизмы осуществления электронной торговли.

Закон при этом не содержит отдельных положений по регулированию участия в электронной торговле посредников, возможности приобретения ними отдельных прав и обязанностей, что в первую очередь касается вопросов получения и последующего перечисления ими оплаты, выдаче фискальных чеков.

Так, в Законе отсутствуют положения относительно прав и обязанностей непосредственных исполнителей сделок (курьеров, поставщиков, операторов доставки) относительно доставки, получения оплаты и тому подобное. Поэтому случаи оплаты курьеру (третей стороне) стоимости заказанного товара (а курьерскими службами пользуется львиная доля интернет-магазинов) или наложенным платежом в почтовом отделении все еще вызывают большое число вопросов в правовом плане. Организация-посредник не может выдать фискальный чек от имени магазина-владельца товара. В то же время при оплате наличными покупатель имеет полное право получить чек. К сожалению, новых инструментов для регулирования данного вида торговли закон предложить не смог.

Часть реальных субъектов онлайн-торговли закон фактически оставил за скобками. Если продавец и покупатель существуют в любой сделке купли-продажи предмета материального мира, то курьер, без которого покупатель не получит заказанную вещь, для закона вообще не существует. Очевидно, что продавец, сосредоточенный на сбыте и развитии клиентского сервиса, не будет заводить собственную логистическую сеть и нанимать штат курьеров, а отдаст эту часть своей деятельности на аутсорс.

Представляется, что для решения этих правовых пробелов Закон "Об электронной коммерции" должен быть дополнен положениями, регулирующими вопросы выполнения электронного договора, причем как в случае, когда таким выполнением является получение определенной информации в электронной форме, так и в случае необходимости применения доставки материальных товаров.

Минимальным шагами, направленным на дополнительную легализацию участия посредников в электронной торговле, может стать дополнение Закона Украины "Об электронной коммерции" соответствующими нормами, которые дают определение таких "посредников" и устанавливают их основные права и обязанности.

Эти и другие вопросы законодательного регулирования будут в скором времени обсуждаться на E-Commerce Congress, который пройдет в Киеве 24 октября.