Какова роль Украины в отношениях между ЕС и Китаем

Исполнительный директор Китайской торговой ассоциации Руслан Осипенко рассказал о пассивном участии Украины в торговле между ЕС и КНР

На сегодняшний день в мире есть ряд тенденций, среди которых излом процессов глобальной экономики. США отказываются от своей лидирующей роли во многих многосторонних экономических процессах. Это влияет на общую глобальную экономику.

В это же время в Давосе в 2017 году Китай изъявил готовности "заменить" США, взять пальму первенства и нести расходы, чтобы поддержать глобальную торговлю.

Мы видим рост и набор влияния Азиатских стран в глобальных процессах торговли, что и отображено в документах ЕС. В Европе чувствуют этот тренд и разрабатывают стратегии сотрудничества с Китаем.

Украина, которая находится между Китаем и ЕС, в стратегическом плане не дорабатывает этот вопрос.

Есть ли у Украины стратегия развития отношений с Китаем?

С одной стороны, у нас есть стратегия всеобщего развития отношений с ЕС, но подобного документа с Китаем у нас нет. Это говорит о том, что мы ограничены в роли геополитического, экономического моста.

На что нацелены стратегии развития отношений между Китаем и ЕС? Стратегия Китая выложена в инициативе "Один пояс — один путь", которая была основана в 2013 году в КНР. Там есть пять направлений:

  • координация политик;
  • содействие свободной торговли и развитие экономик стран-партнеров;
  • содействие потока капиталов;
  • координация инфраструктур;
  • контакты между экспертами.

Записки Еврокомиссии "Элементы стратегии ЕС с объединения Европы и Азии", а также в записке, которую представили Совету ЕС соответствуют этим пяти пунктам — это свидетельствует о стратегической координации ЕС и Китая. В частности, в документах говорится о создании структур по координации политик ЕС и Китая. Также Евросоюз и КНР хотят развивать свободную торговлю, инфраструктуру и т.д.

Если говорить об Украине и об этих пяти направлениях, у нас уже есть кое-что на сегодня.

Первое — координация политик. Если говорить о согласовании политики с Китаем, то по отдельным направлениям есть сдвиги: у нас заседает межправительственная комиссия и определяются направления сотрудничества. Но уровень сегодняшних отношений не соответствует задекларированному уровню стратегического партнерства.

Второе — содействие свободной торговли. Украина не начала диалог с Китаем о зоне свободной торговли, которая, объективно, содействовала бы роли Украины как транзитного государства.

Третье — содействие потока капиталов. Не доведена до конца работа по переходу на торговлю между Китаем и Украиной по двум валютам.

Четвертое — координация инфраструктур. МИУ ведет в этом направлении работу, но из-за отсутствия общей стратегии в Украины, а именно — как будет развиваться экономика, какая нужна инфраструктура и транспорт, это реализовать невозможно. Потому усилия МИУ находят лишь частичные решения.

Пятое — контакты между экспертами. В этом есть прогресс, потому как Китай проводит бесплатные курсы по передаче опыта Украине.

Вывод очень простой — Украина остается пока еще статистом в отношении между ЕС и КНР. Мы по всем направлениям остаемся не проактивными.