Супермаркет "Фуршет-Гурман". Фото: Placevisor
Супермаркет "Фуршет-Гурман". Фото: Placevisor

"Фуршет" закончен: почему обанкротился ритейлер №1 Украины и что будет с сетью дальше

Delo.ua рассказывает историю одной из первых успешных сетей Украины "Фуршет" и выясняет, почему оставшиеся игроки на рынке ритейла сталкиваются с рисками банкротства все чаще
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В январе 2021 года хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства Дочернего предприятия "Ритейл Центр", который владеет розничной сетью "Фуршет".

Ранее, портал Retailers писал, что компании-поставщики розничной сети "Фуршета" получили письмо с подписью директора "Ритейл Центр" Вячеслава Купченко о том, что суд начал процедуру банкротства компании, в связи с чем вводится мораторий на выплаты кредиторам и назначен распорядитель имущества. 

Еще в 2019 году компания "Моден Трейд" предоставила "Ритейл Центр" беспроцентную финансовую помощь в размере 7,945 млн гривен. Должник должен был вернуть эту сумму до 20 февраля 2020 года, но не сделал этого. Компания "Финворк" выкупила этот долг у "Моден Трейд".

В конце 2020 года "Ритейл Центр" заплатил "Финворк" 100 тысяч гривен и при этом заявил, что не сможет выплатить оставшийся долг в сумме 7,845 млн гривен. После чего "Финворк" обратился в суд, который принял решение о начале процедуры банкротства "Ритейл Центр".

В то же время "Финворк" — не единственная компания, которой задолжал "Фуршет". В едином реестре судебных решений содержатся десятки исков от поставщиков сети. Так, "Глобал Спиритс Европа" заявил о долге перед ним в 10,9 млн гривен, "Немиринецкий пищевой комбинат" — 6,87 млн гривен, "Житомирский мясокомбинат" — 6,2 млн гривен, "Катеринославхлеб" — 5,5 млн гривен, "Лакталис Украина" — 2,5 млн гривен, "Мейнпак" — 2,2 млн гривен, "Маревен Фуд Европа" — 2,1 млн гривен, "Хмельницкий областной пивзавод" — 1,5 млн гривен и многие другие.

"На самом деле Фуршет еще в 2014 году подходил к этому порогу. Тогда уже все было плохо у них, и все висело на волоске. Но в один момент Баленко принял решение оставить Фуршет, таким образом он еще просуществовал семь лет. Подобная история ждет очень многих", — рассказал генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. 

На начало 2014 года общая сумма задолженности по кредитам "Фуршет" составляла около $160 млн. На конец 2017 года глава наблюдательного совета "Фуршет" Игорь Баленко договорился о реструктуризации. Так, долг компании сократился в три раза, до $39 млн. Однако большая закредитованность, высокая конкуренция на рынке, попытки Фуршета развивать бизнес заграницей, а также открывать премиальные магазины "Фуршет-Гурман" не оставили шансов сети удержать свои позиции. 

Супермаркет "Фуршет-Гурман". Фото: Reply.ua

С чего все начиналось: динамичное развитие сети

В 1992 году украинская торговая сеть начала свое существование с магазинов "Ля Фуршет", которая уже через шесть лет, в 1998 году, расширялась под названием "Фуршет". Именно этот год считается точкой отсчета начала существования первого магазина "Фуршет" в Киеве, а собственник сети Игорь Баленко стал родоначальником украинского сетевого ритейла.

Бизнесмен вместе с партнерами после кризиса 1998 года начал скупать дешевую недвижимость, которую потом использовал под торговые точки сети магазинов, часть площадей под супермаркеты были в аренде. Первый супермаркет "Фуршет" размером 800 квадратных метров был открыт на Подоле в декабре 1998 года. Это событие можно назвать точкой отсчета рынка организованной торговли в Украине. 

Уже в начале нулевых годов рынок начал расти и появлялись новые конкуренты. В 2001-2002 годах доля рынка розничной торговли в супермаркетах составляла лишь 20%. На тот момент количество магазинов "Фуршет" в Киеве насчитывалось 10 торговых точек, за ними Сильпо 7-8 магазинов, на рынке появились сети Metro C&C и Billa. При этом Фуршет не переставал быть популярным супермаркетом.

К 2004 году "Фуршет" был самым популярным супермаркетом в столице, имея 36 торговых точек, оборот сети вырос более чем в два раза, до $260,7 млн. По данным GfK, четверть жителей Киева ходили за покупками именно туда. 

Отметим, что в 2007 году Фуршет начал сотрудничать с Ашан Групп. Ашану передали 20% доли сети "Фуршет", которая в тот период была второй по размеру розничной сетью, состоящей из 69 супермаркетов. Тогда как группа компаний "Фуршет" и лично совладелец сети Баленко получили в компании Ашан Украина Гипермаркет — 19% и 15% соответственно в Ашан Украина.

Таким образом Игорь Баленко помог Ашану открыть свой первый гипермаркет в 2008 году на столичной Петровке и был первым, кто завлек финансового инвестора в Украину — международную сеть Ашан. Однако, в 2017 году Auchan Group продала пакет своих акций в украинской сети "Фуршет" инвестиционной компании VI2 Partners, потратив часть денег от сделки на погашение банковских кредитов. На тот момент "Фуршет" уже насчитывал 81 магазин в разных регионах страны. 

До кризиса 2008 года все розничные сети на развитие привлекали банковские кредиты, в основном, в валюте. В итоге девальвация в 2008 и 2015 годов привела к значительному росту долгов в гривне. Долги также росли у сети "Фуршет".

"Все торговые сети работают одинаково, берут кредиты на развитие и сами товары в кредит. Что в целом без разницы — ты берешь деньги у банка и закупаешь товар или берешь товары, за счет чего расширяешь свою сеть. Рано или поздно любая сеть расширяется за счет поставщиков. Проблема всего ритейла Украины в том, что сроки расчетов с поставщиками больше, чем срок расчета за продукцию. Например, если при условии, что до 45 дней идет расчет за продукты питания, а сама продукция могла реализоваться за 10 дней, получается, что 30 дней вы получаете товар в кредит, не рассчитываясь с поставщиком, а он в это время влазил в долги. Это бизнес—модель всего ритейла в Украине и она не изменилась на сегодняшний день. Получается, что из-за этого любая торговая сеть может обанкротиться. Однако некоторые сети плюсом имеют доступ к зарубежному кредитованию, и они как-то это все комбинируют",  — говорит Дорошенко. 

С 2013 по 2016 годы "Фуршет" сконцентрировался на переговорах со своими главными кредиторами — Приватбанком, Кредитпромбанком, Райффайзен Банка Аваль, ОТП банком и Укрсиббанком и др. Сторонам удалось достичь компромисса и снизить кредитный портфель на 78,8% — с $186,7 млн до $39,6 млн с учетом процентов.

В 2017 году компания начала масштабную программу обновления, в рамках которой был запуск новых магазинов в современном формате и модернизация существующих супермаркетов. Изменения касались технологической базы супермаркетов, интерьера, выкладки товаров, ассортимента. Кроме того, перед открытием каждого нового или обновленного магазина компания снижала цены на более 1,5 тысячи позиций. В конце 2017 года сеть насчитывала уже 75 супермаркетов, а в конце 2018 — 66 магазинов. Преимущественно оставшиеся магазины находились на западной Украине, в центре и немного на юге страны. 

Когда в компании приняли решение о реконструкции, Баленко был уверен, что перезагрузка поможет выйти из кризисной ситуации, и что без долгового бремени он сумеет догнать конкурентов и выйти минимум на 30% рост уже в 2018 году. Однако этого не произошло. 

Обновленный супермаркет "Фуршет". Фото: Новое Время. 

Конец эпохи

Уже в мае 2019 года стало известно, что до конца года продовольственный ритейлер "Фуршет" планирует закрыть 12−13 магазинов по причине нерентабельности торговых точек и сконцентрируется на модернизации оставшихся. Это примерно пятая часть от общего количества торговых точек сети. В каждый магазин планировалось инвестировать около $500 тысяч. Об этом рассказал изданию НВ Бизнес совладелец сети Игорь Баленко. 

На сегодняшний день сеть "Фуршет" состоит из 45 магазинов по всей стране, имеют в продаже более 15 тысяч товаров. Средняя торговая площадь магазинов составляет от 300 до 4500 квадратных метров. Как указано на сайте компании, в торговой сети реализуются товары собственной торговой марки "Фуршет" (продукты), "Народная" (промышленные товары) и более 80% товаров украинского производства. 

По итогу в период, когда компания занималась реконструкцией сети и решала вопрос возвращения кредиторской задолженности, конкуренты, такие как АТБ, Сильпо и другие ритейлеры, расширяли свою географию присутствия, а "Фуршет" наоборот — сокращал количество торговых точек, закрывая убыточные магазины. 

Супермаркет "Ля Фуршет". Фото: Капитал

"Большая часть недвижимости была арендованной, и понятно, что свой бизнес они продать не смогут. Некоторые сети имеют поддержку иностранных кредиторов, например, как NOVUS, которые получают деньги от ЕБРР, за счет которых они приобретают своих же конкурентов. Но это единичные примеры. Сеть Billa многие годы выходила из этого бизнеса при том, что тоже имела поддержку иностранных кредиторов. МЕТРО в какой-то момент приняло решение остаться в Украине, но значительно уменьшила торговые площади. Соответственно они оптимизировали свой бизнес и не хотели выезжать за счет поставщиков. У Фуршета была построена бизнес-модель на аренде площадей и мебели. Теперь они могут вести переговоры передачи площадей и имущества. Наверняка в эти торговые точки заедет кто-то другой, возможно даже не продуктовый ритейлер. Ситуация с "Велмартом" и "Велика Кишеня" такая же и длится очень долго",  — подытожил Алексей Дорошенко. 

По словам эксперта, на рынке все же есть достаточно удачные сети и за счет падения конкуренции они устойчиво находятся на рынке.

Бонус вместо постскриптума: исполняет Ассия Ахат

Рассказывая историю взлета и падения "Фуршета", нельзя не вспомнить украинскую певицу и скрипачку Ассию Ахат (она же Инесса Ассия Юрьевна Баленко), а по совместительству — жену Игоря Баленко. 

Свои первые успехи "украинская Ванесса Мэй", как часто называли ее СМИ, начала делать в далеком уже 1999 году, записав и выпустив на Lavina Music свой первый сингл "Шутку". После этого были и контракты с Universal Ukrainian Records" и EMI Records Польша, и многолетняя поддержка Виталия Кличко на его поединках (Ассия исполняла гимн Украины перед боем) и прорывные синглы, которые пробивались в хит-парады Billboard. Было время, что промоушн певицы был настолько мощным, что ее альбомы продавались и в каждом супермаркете "Фуршет" на самых видных местах.

Сейчас, судя по официальному сайту певицы, дела у нее идут куда лучше, чем у мужниного детища. По крайней мере, на весну 2021 года запланирован масштабный тур по США, в рамках которого она проедет от Балтимора и Нью-Йорка до Сакраменто.

Наталья Лошакова, специально для Delo.ua