Потребрынки 14 января, 09:01

Самообслуживание, экоупаковка, но все еще без IKEA: итоги 2020 года украинских ритейлеров

Delo.ua рассказывает, как прошли карантинный год игроки рынка в сегменте FMCG, дрогери и товары для дома

Иллюстрация Сергей Дода / Delo.ua Иллюстрация Сергей Дода / Delo.ua
Иллюстрация Сергей Дода / Delo.ua

Эксперты говорят, что кризис — это время возможностей, и эту гипотезу в 2020 году смогли доказать ритейлеры. С наступлением коронакризиса игрокам на рынке ритейла пришлось организовать работу так, чтобы обеспечить бесперебойную работу торговых точек и продолжить закрывать потребности покупателей. Также ритейлерами было внедрено множество инноваций, чтобы удержаться на плаву, привлечь новых и удержать старых клиентов.

Delo.ua рассказывает, с какими результатами закончили ритейлеры 2020 год по количеству открытых торговых точек в сегменте продовольственных товаров, дрогери и товары для дома, какие инновации внедряли компании, чтобы улучшить сервис, обезопасить и расширить покупательский опыт клиентов, а также, кто на рынке лидер, аутсайдер и новый игрок.

Подпишитесь на канал DELO.UA

FMCG — операторы

Корпорация АТБ: экоупаковака и 127 новых точек за год

Уже не первый год корпорация АТБ не сдает позиции конкурентам и остается лидером в сегменте продуктового ритейла по количеству открытых торговых точек за год. По состоянию на середину декабря 2020 года сеть АТБ открыла 127 новых торговых точек, где в общей сложности насчитывается 1201 объект во всех регионах страны. 

Из-за коронавируса все ритейлеры тестировали новые услуги и способы продаж товаров. Так, в начале 2020 года АТБ запустили экологичную упаковку для продуктов, которые могут стать альтернативой пакетам. Запуск проекта начался еще в 2018 году только в некоторых магазинах. В 2020 году для эксперимента с упаковкой компания выбрала 200 магазинов АТБ большой площади. 

Также корпорация АТБ объединилась с маркеплейсом Rozetka и Нова Пошта и вместе запустили доставку продуктов питания на дом, где АТБ формировало пакеты с покупками, Rozetka предоставила свой сайт для размещения товаров и обрабатывала все заказы, а Нова Пошта осуществляла доставку товаров домой клиентам. Далее, адаптируясь под нынешние реалии, АТБ запустили Click & Collect — это сервис онлайн-предзаказ товаров и продуктов первой необходимости в магазинах торговой сети, а с конца мая в тестовом режиме запустили адресную доставку товаров с помощью сервиса IPOST. 

Экологичная упаковка корпорации АТБ. Фото: пресс-служба корпорация АТБ

Из технологических решений был внедрен проект по подключению службы закупок до сервиса Power BI Embedded. Цель проекта — сократить трудозатраты на подготовку и анализ данных, визуализировать ключевые показатели деятельности на всех уровнях управления, чтобы ускорить процесс принятия решений и контролировать ключевые параметры работы службы закупок. Таким образом специалисты проводят мониторинг ассортимента и продаж, например, чтобы определить товары-аутсайдеры, которым нужен дополнительный анализ (цена, характеристики и т.д.), и товары-лидеры, которые надо добавить в ассортимент большинства магазинов.

В 2020 году корпорация АТБ запустила в магазинах торговой сети технологию Scan&Go, которая позволяет покупателю магазинов сети АТБ не стоять в очереди в кассу, а самостоятельно сделать покупку.

В планах на ближайшие два года корпорация АТБ намерена расширить общий объем складских площадей под своим управлением до 250 тысяч квадратных метров. Сейчас складская логистика АТБ состоит из десяти распределительных центров: восьми собственных и двух арендованных. При этом компания находится в активной фазе строительства собственного распределительного центра в Харькове, который планируется ввести в эксплуатацию в начале 2021 года. Кроме того, АТБ планирует приобрести земельный участок в Хмельницкой области под размещение нового распределительного центра, строительство которого планируется в 2021-2022 годах.

Сільпо (Fozzy Group): темная кухня и свой кофе

Супермаркеты Сільпо, которые входят в одну из крупнейших торгово-промышленных групп Украины Fozzy Group по состоянию на декабрь 2020 года открыли 18 новых объектов и сейчас под одним брендом  находится 272 супермаркета с учетом 4 деликатес-маркетов Le Silpo.   

Сільпо активно продолжает наращивать свою долю на рынке современными, технологичными, экологичными дизайнерскими супермаркетами. Профильный журнал о розничной торговле European Supermarket Magazine (ESM) ежегодно составляет список Europe's Finest Store, где Сільпо снова стал единственным украинским ритейлером, магазины которого попали в список самых инновационных. Сейчас в сети уже более 60 тематических дизайнерских супермаркетов, каждый из которых имеет собственную концепцию.

Супермаркет Сільпо в стиле Шри Ланки. Фото: Delo.ua

Сільпо за 2020 год запустили систему самостоятельного сканирования и покупки товаров "Вільнокаса" или Scan&go, благодаря которой клиенты смогут покупать товары без участия кассира, сканируя их с помощью мобильного приложения непосредственно в торговом зале супермаркета. Доступ к услуге получили постоянные гости Сильпо, которые являются участниками программы "Власний рахунок". Также были запущены продажи по безналичному расчету, за пять недель удалось запустить интернет-магазин и собственную доставку, а после весеннего карантина было принято решение дальше развивать онлайн-сервисы.

Помимо инноваций, сеть открыла первую кофейню сети Feeltrd в новом формате со спешелти — кофе собственного обжаривания. В июне компания запустила сервис dark kitchen (ресторан, который готовит блюда только на доставку), а в начале сентября — в Киеве стартовала услуга экспресс-доставки продуктов за 40 минут. Сейчас быстрая доставка работает в городах-миллионниках.

Помимо всего вышеперечисленного в 2020 году Сільпо запустило уже девятую в стране станцию #SilpoRecycling, где в рамках проекта принимается одежда, обувь, ткани, полотенца, скатерти и постельное белье. Также компания открыла минимаркеты под брендом Foody площадью 50 — 100 квадратных метров с ассортиментом ежедневных товаров и экспресс — доставку "Вжик — страви". Для пилотного проекта "Вжик — страви" сеть Сільпо открыла ресторанное пространство со специально спроектированным производством, которое работает только для онлайн-заказов. Еще одно из новшеств сети в 2020 году — новый дизайнерский магазин в стиле "ReCycling", который использует энергию из возобновляемых источников. 

В 2020 году сеть Сільпо получила кредит в сумме $60 млн от ЕБРР. Кредит потратят на  обновление и расширение продуктовых сетей Фора и Сільпо, и на внедрение бесфреонового охлаждения, эффективной вентиляции, отопления, освещения и использования современных технологий обращения с отходами. 

КОЛО: за год 117 новых точек

Отметку в рекордные 100+ новых магазинов за год покорила сеть КОЛО. По состоянию на конец 2020 года сеть открыла 117 новых магазинов. Таким образом на балансе ритейлера насчитывается 221 магазин. В компании намерены еще больше увеличить темпы расширения и открыть за 2021 год еще более 200 магазинов. Также в этом году сеть вышла в новый для себя регион, и помимо Киева начала свою работу в Одессе.  

В компании отмечают, что именно поиск новых помещений для открытия магазинов является одним из приоритетных направлений работы компании. Также, учитывая опыт зарубежных и отечественных продуктовых ритейлеров малого формата, сеть КОЛО уже работает над созданием собственной франшизы, которую планирует активно развивать в 2021 году. Напомним, сеть КОЛО была основана в 2017 году. В 2019-м ритейлер открыл 53 новых магазина и вошел в тройку лидеров украинского рынка FMCG — ритейла по темпам развития, уступив лишь АТБ-маркет и Volwest Group (сети Наш Край и SPAR). А по результатам первого полугодия 2020 КОЛО уже входит в топ-5 сетей по количеству магазинов среди всех ритейлеров Украины.

Магазин КОЛО. Фото: Delo.ua

NOVUS + Billa: поглощение и новый, соседский формат

Самой крупной сделкой 2020 года была покупка сети Billa компанией NOVUS. Таким образом, благодаря поглощению сети Billa количество объектов NOVUS пополнилось на 35 торговых точек. Всего за 2020 год NOVUS открыл 7 новых объектов, всего сеть насчитывает 49 торговых точек, а суммарно с магазинами Billa компания достигла цифры в 84 супермаркета. В компании отметили, что сейчас стоит задача изучить все процессы — как работает сеть, что происходит внутри и закончить ребрендинг сети Billa до конца 2021 года. 

В 2020 году компания начала развивать новый формат магазинов у дома и запустила первый объект в Киеве Мі Маркет. В компании отметили, что магазин у дома пока является экспериментальным проектом, поэтому о развитии данного формата пока ничего неизвестно. Также в 2020 году компания получила долгосрочный кредит от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в сумме $100 млн для финансирования расширения сети супермаркетов и строительства логистического центра в Киеве.

Стоит также отметить, что, как и многие ритейлеры, в 2020 году из-за коронавирусной пандемии компания начала сотрудничество с сервисом доставки товаров Zakaz.ua. 

Volwest Group (сети Наш Край и SPAR): упор на онлайн-торговлю

Активное развитие в 2020 году показал еще один игрок украинского рынка Volwest Group. Совместно со своими франчайзи — партнерами сеть открыла 34 новых магазина (26 торговых точек европейской сети SPAR и 8 магазинов Наш Край). Всего к концу 2020 года общее количество составляет 283 магазина. 

Компания активно развивает формат "магазин у дома" и продажи e-commerce, которое до карантина являлось каналом для дополнительных продаж, а с началом пандемии онлайн-продажи выросли в 5-7 раз. Поэтому в компании было принято решение развивать направление онлайн-торговли.

VARUS: 

В 2020 году количество торговых точек сети VARUS насчитывает более 100 объектов, а в конце ноября, компания запустила и 101-й торговый объект в городе Киев. Всего в 2020 году VARUS открыл 6 супермаркетов и 2 обновленных магазина. Также сеть магазинов VARUS начала развитие нового формата торговых объектов — To Go. Этот формат характеризуется уменьшенной торговой площадью (около 300 квадратных метров) и предложением товаров в более 2500 складских единиц. При этом важное место в ассортименте занимают готовые к употреблению блюда и снеки. 

Супермаркет VARUS To Go. Фото: Delo.ua

Из технологических решений весной 2020 года VARUS стал доступным для клиентов через Apple Business Chat — это новый способ для пользователей общаться непосредственно с предприятиями с помощью приложения Messages на iPhone, iPad, Mac и Apple Watch. Плюс так же как и многие ритейлеры VARUS начал сотрудничать с сервисом доставки товаров Zakaz.ua. 

METRO Cash&Carry: без новых точек, но с пилотом по сбору одежды

По состоянию на декабрь 2020 года компания управляет 23-ю классическими центрами оптовой торговли METRO Cash&Carry в Киеве, Днепре, Одессе, Харькове, Львове, Кривом Роге, Полтаве, Виннице, Запорожье, Черновцах, Николаеве, Ровно, Ивано-Франковске, Мариуполе и Житомире, а также и 3-мя магазинами оптовой торговли "Бери Вези" в Тернополе, Луцке и Чернигове. Новых открытий в 2020 году не было. Однако был запущен пилотный проект по сбору одежды в Киеве.

С 2019 года компания "МЕТРО Кеш энд Керри Украина" развивает концепцию торговых центров малого формата, которая предусматривает обслуживание всех групп клиентов, с усиленным фокусом на профессиональных — Trader (розничная торговля) и HoReCa (отели, кафе и рестораны). При этом, розничные покупатели также могут делать закупки для удовлетворения личных потребностей.

АШАН 

Международный мультиформатный ритейлер АШАН в 2020 году активно развивал электронную коммерцию на территории всей страны и начал сотрудничать с сервисом доставки. Компания за прошлый год открыла магазины формата ultra-proximity — Ашан Pick Up Point, а в конце года ритейлер запустил Ашан Drive. К концу года ритейлер объединял 27 магазинов разных форматов в девяти городах страны, в том числе гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома и точки Pick Up Point.

Drogerie & Beauty

EVA РУШ: вендинг на пробу

В 2020-м EVA открыла 87 новых магазинов и закончила год с количеством 1054 торговых точек. Больше всего точек открыто в столице, Киевской, Харьковской, Львовской и Одесской областях. Компания продолжает развивать разные концепты в том числе EVA Beauty Lab.

В конце 2020 года компания запустила пилотный проект продаж колготок и носков из вендинговых аппаратов. Три таких аппарата уже работают в Киеве и Днепре. При положительных показателях компания намерена расширить их количество в других городах. 

Вендинговый аппарат компании EVA РУШ. Фото: пресс-служба EVA РУШ

В 2020 году компания EVA инвестировала в открытие новых магазинов больше 110 млн гривен и 105 млн гривен в расширение и автоматизацию логистических центров. Общий объем инвестиций сети EVA в прошлом году составил 400 млн гривен.

Также в сфере IT была внедрена новая CRM от SAP, а также завершен тендер на выбор единой ERP, который компания проводила совместно с Ernst&Joung LLC. Победителем стал SAP, и в ближайшие два года ритейлер будет внедрять новую платформу.

Компания EVA является одной из крупных работодателей страны. В 2020 году было создано 1762 новых рабочих места, из которых 1462 в магазинах и распределительных центрах. На сегодняшний день общая численность работников сети EVA составляет более 12 тысяч человек.

Prostor + КОСМО

В 2020 году завершилась сделка по слиянию PROSTOR и КОСМО. По состоянию на конец 2020 года количество торговых точек PROSTOR + КОСМО насчитывает 430 объектов (+31 торговая точка PROSTOR и +97 интегрированных торговых точек КОСМО). Таким образом слияние компаний помогло ритейлерам обогнать Watsons по суммарному количеству торговых точек. 

Watsons

Сеть Watsons насчитывает более 400 магазинов и 14 аптек в более чем 100 городах Украины, обслуживая около 3 млн покупателей ежемесячно. Компания стала одним из первых многоканальных health&beauty (H&B) ритейлером в Украине, который начал работу в e-commerce почти пять лет назад. При этом ритейлер намерен еще активней развивать цифровое направление, которое ускорила пандемия коронавируса. В августе 2020 года Watsons запустил систему self-checkout для клиентов, которая позволит избежать очереди на кассу и уменьшить контакты с другими людьми.

Товары для дома

Эпицентр К

В 2020 году лидерские позиции на украинском рынке непродовольственных товаров заняла компания Эпицентр К. В ушедшем году компании удалось расширить сеть торговых центров, открыв 13 новых объектов и развивать другие форматы. Таким образом, по состоянию на конец 2020 года общее количество ТЦ Эпицентр К составляет 66 объектов "Эпицентр" в 52 городах Украины.

Помимо развития собственной сети, в 2020 году компания Эпицентр К впервые вывела несколько своих торговых направлений (shop-in-shop) за пределы ТЦ Эпицентр — в другие торгово-развлекательные центры. Три "Галереи Деко" были открыты в киевских ТРЦ и один детский магазин E.PIC.

Компания "Эпицентр К" развивает в Украине мультибрендовую сеть спортивных магазинов Intersport, которая насчитывает 52 магазина на территории нашей страны. Также 8 магазинов Intersport было открыто в 2020 году, из них 1 вне ТЦ Эпицентр. Также компания "Эпицентр" открыла 1 магазин польского спортивного бренда 4F.

В 2020 году сеть Эпицентр представила новые технологические центры выдачи заказов интернет-магазина epicentrk.ua с зоной обслуживания покупателей и роботизированным оборудованием. Для обеспечения скорости обработки и выдачи онлайн-заказов в ЦВЗ реализовано несколько технологических решений. Так, зона хранения заказов включает в себя двухэтажный мезонин, расположенный на специальной платформе, что позволяет разместить на втором этаже современное стеллажное оборудование для временного хранения заказов клиентов.

JYSK

Датский мебельный ритейлер JYSK активно расширял свое присутствие в Украине и в 2020 году открыл 15 новых магазинов. Таким образом общее количество торговых объектов JYSK в Украине к концу года выросло до 72. Больше всего новых объектов компания открыла в Киевском регионе, а также расширила свое присутствие, открыв торговые точки в Умани, Павлограде, Полтаве, Днепре и Виннице и поселке Крюковщина под Киевом. 

IKEA: все еще ждем city store

Долгожданным событием и запуском года можно назвать приход в Украину шведского ритейлера IKEA. Однако компания, спустя годы попыток, зашла на рынок Украины не в таком формате, как все ожидали, и в мае удалось запустить только онлайн-магазин.

Монтаж вывески IKEA на ТРЦ Blockbuster Mall. Фото: Михаил Зинченко / Twitter

В компании отложили запуск локальной торговой точки из-за пандемии коронавируса, анонсировав запуск летом 2020 года, затем осенью того же года, однако по состоянию на середину января 2021 года работает лишь онлайн-магазин, однако при этом ведется подготовка к открытию торговой точки в ТРЦ Blockbuster Mall. На ТРЦ уже видна вывеска IKEA, но когда состоится нашумевшее открытие локальной торговой точки в пресс-службе компании точной даты не называют. Информированные источники говорят, что сейчас в компании обсуждают возможность полноценного открытия после завершения жесткого карантина 24 января.

Наталья Лошакова, специально для Delo.ua

Загрузка...
Новое видео
Почему восприятие мира линейным и дуальным мешает зарабатывать больше и при чем тут умение мечтать — Юра Лазебников / BWS 2020
Загрузка...