Кто может претендовать на "ничейную" землю после смерти владельца?

Роман Мекшун, генеральный директор "ЮМДЖИ Проект", объясняет, как регулируется вопрос собственности на землю, собственники которой умерли, и причем тут соседи

Недавно Верховной Радой была предпринята попытка упорядочить вопрос с выморочными земельными участками ( закон Украины относительно правовой доли земельных участков, собственники которых умерли).

Выморочным (укр. "відумерлий") является имущество, оставшееся без хозяина после смерти владельца, у которого нет наследников.

Ранее эта проблема и механизм ее решения в принципе были описаны в Гражданском кодексе Украины. Так, чтобы взять под контроль такое имущество, местные советы по истечении одного года были обязаны обращаться в суд по месту открытия наследства о признании его выморочным. Через год по решению суда наследство переходило в собственность территориальной громады.

Новым законом земельные участки выведены из общей выморочной наследственной массы, по ним прописан отдельный порядок.

Во-первых, в суд обязан обращаться местный совет по месту расположения участка, а не открытия наследства, как раньше.

Во-вторых, расширен круг лиц, которые наряду с органом местного самоуправления могут обратиться в суд с заявлением о признании наследства выморочным. Среди них — кредитор наследодателя, а по землям сельхозназначения — собственники или пользователи смежных земельных участков. В таком случае суд сам привлекает к рассмотрению дела соответствующий местный совет.

Сразу возникает вопрос: означает ли это, что сосед имеет право обратиться в суд с целью получить данный участок в собственность? Или же это просто формальная возможность инициировать процесс, а право собственности все равно будет признано за территориальной громадой. Если так, почему от госпошлины освободили только местные советы, а кредиторы и соседи должны заплатить? Думаю, такой законодательный люфт в дальнейшем станет причиной многочисленных судебных "непоняток". Ведь однозначно сказать, что у соседей или кредиторов нет никаких шансов заполучить выморочный земельный участок, я бы не решился. И должен ли совет за него бороться в суде, если будут желающие смежники? Не будет ли это поводом для коррупционных рисков в поведении должностных лиц ("дайте денег — не будем настаивать на своем праве")? Или, наоборот, обвинений со стороны правоохранительных органов в недостаточном рвении ("совет в суде не настоял, участок ушел в частную собственность, а коммунальная могла бы увеличиться на столько-то гектар и сколько-то гривен")?

В-третьих, сельский, поселковый или городской советы, на территории которых расположен выморочный земельный участок, теперь признаются лицом, управляющим наследством, и вправе передавать землю в аренду по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. При этом земли сельхозназначения, ранее не переданные в аренду, вправе передаваться в пользование пока решение суда о признании наследства выморочным не вступит в законную силу.

Вроде бы хорошее новшество. Но есть одно "но". Наряду с выморочными участками еще существуют так называемые невостребованные (нераспределенные) земельные участки. Их статус однозначно в законе не определен, а по отсутствию хозяина и наследников схож с выморочными. Ими распоряжается соответствующий совет (если участок расположен в границах населенного пункта) или райгосадминистрация (если участок находится за границами села или города). Учитывая, что и выморочные, и невостребованные участки могут находиться за границами населенных пунктов, высока вероятность возникновения коллизии: какой орган вправе ими распоряжаться — районная администрация или все-таки совет.

Как свойственно украинскому законодательству, идея навести порядок с выморочными землями, особенно сельхозназначения, сама по себе хорошая. Но в таком исполнении и с явными пробелами в практической реализации она вряд ли будет служить достижению цели и вряд ли поможет упорядочить ничейные участки по простой и понятной процедуре. Полагаю, о результативности новаций можно будет судить уже в ближайшее время.