Инна Ковальчук
Инна Ковальчук

независимый PR-эксперт, руководитель Киевского онлайн агентства коммуникаций/PR

Лже-юзеры сетей: опасность фейковых подписчиков в Facebook

Чем опасны так называемые "боты" в сети, рассказывает Инна Ковальчук, руководитель проекта "Киевское публичное Агентство коммуникаций/PR"

Лже-юзеры сетей: опасность фейковых подписчиков в Facebook

"Чем больше нолей в количестве подписчиков — тем, скорей всего, успешнее проект!". Такое банальное рассуждение, но почему-то многие изначально обращают внимание не на качество контента и подлинность всецело профиля, а на рейтинг самой странички, и неважно, что с большой долей вероятности он искусственный. 

На сегодняшний день наблюдается негативная тенденция по работе в социальных сетях (в данном случае мы рассматриваем Facebook):

     искусственные накрутки подписчиков либо лайков, которые создают лживую видимость успешности компании/продукта;

     создание поддельных учетных записей, которые создают видимость активности страниц, и направлены на понижение репутации компании или конкретной персоны.

Эта тенденция наблюдается в разных сферах деятельности компании. Кто-то считает, что достаточно накрутить 10 тыс. подписчиков для того, чтобы создать видимость успешности продукта. К примеру, так часто делают медийные ресурсы, но объективно открыв новостные ленты, можно увидеть реальный охват вовлеченности аудитории в их контент. А кто-то принимает более радикальные решения и вместо того, чтобы заниматься реальным продвижением своего бизнеса, направляет все ресурсы на уничтожение репутации конкурентов, автоматически понижая их рейтинг.

Категорийность и ориентация ботов

В современном обществе искусственно созданные аккаунты в соцсетях принято называть ботами, но немногие знают, что и среди них есть своя категоризация.

Рассмотрим самые распространенные их типы:

  1. Ориентация на увеличение количества подписчиков страницы/лайков, активное комментирование в новостной ленте. Это наиболее часто применяемая методика искусственного увеличения аудитории на сегодняшний день, ее разве что можно сравнить по востребованности заказов с теми видами ботов, которые направлены на понижение репутации страницы.
  2. Ориентация на понижение репутации страницы, либо ее полной блокировки. Это тот случай, когда все методы хороши, а насколько они хороши остается на совести заказчиков: отправление большого количества негативных отзывов, проставление плохих оценок, написание негативных комментариев на странице. Очень явно этот вариант наблюдается в сфере ресторанного бизнеса, когда такой активностью одно заведение понижает рейтинг своего конкурента. Гость, который не разбирается в тонкостях продвижения в интернете — не будет усугубляться в тот факт, почему у ресторана настолько плохой рейтинг и с большой процентной вероятностью не придет в заведение, так как ключевой показатель рейтинга самой страницы и отзывы гостей для него являются определяющим фактором выбора.

  3. Ориентация на распространение негативной информации за пределами социальных сетей. Такие боты создаются с целью публикаций лживых материалов, поначалу такие аккаунты ничем не отличаются от реальных, через время происходят публикации, которые компрометируют ту или иную компанию/публичного человека, информацию подхватывают закрытые сообщества, общедоступные группы, в конечном итоге — такими материалами начинают интересоваться СМИ и в дальнейшем будут ссылаться на этот источник. А "вкусная информация" в сети расходится быстро, и опровергнуть ее будет не так уж и просто.
  1. Ориентация на доверие. Предназначение таких ботов — войти в доверие к клиенту конкурента, изначально они несут позитивный посыл в массы, поддерживая компанию, через время — создают антирекламу. К примеру, бот проникает в общедоступную группу гидов по ресторану, где начинает критиковать сервис либо кухню заведения, тем самым распространяя недостоверную информацию, настраивая против этого заведения людей, чьи интересы ранее пересекались с ботом. Мало кто в таких случаях руководствуется логикой, и на подсознательном уровне создается уже негативный образ в целом данного учреждения.

Как распознать фейковые аккаунты? Разбираемся в деталях.

На какие явные признаки лживого аккаунта стоит обращать внимание, чтобы обезопасить себя:

  1. Аккаунт долго время не давал признаков жизни, после чего начинается активная публикация различных материалов либо записей в день. Чаще всего это случается, когда аккаунт был взломан.
  2. На странице аккаунта нет никакой информации и фотографий, но он активно переписывается с другими участниками в группах.
  3. Аккаунт активно публикует непонятные записи, проставляя линки, которые не кликабельны.
  4. Идентичность — когда друзья аккаунта имеют наглядные сходства.
  5. Проверка ответов на ваши вопросы. Как правило боты отвечают однотипно.

 

ВАЖНО:
Также есть довольно неплохой автоматизированный сервис проверки фейковых аккаунтов: для Facebook, расширение для Chrome FAKE FB, FB Checker. Особенно это удобно в том случае, когда очень много подписчиков либо друзей, проверять каждую единицу трудоемко, но советую все равно просматривать аккаунты перед удалением, так как сервисы могут ошибаться.
Если вы с уверенностью определили фейковый аккаунт — не поленитесь, отправьте на него жалобу. Однако стоит помнить: бороться глобально с ботами — бессмысленная затея, поскольку убрав одного, можешь получить армию других в ответ, особенно если это настроенная кампания на понижение рейтинга либо распространения негативной информации.

Что же все-таки можно сделать в таких случаях? Какую последовательность необходимо соблюдать? Рассмотрим в следующих материалах блога.

автор:
Инна Ковальчук
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Цукерберг в Европарламенте извинился за утечку данных
Общество 23 мая, 08:05

Цукерберг в Европарламенте извинился за утечку данных

Основатель Facebook Марк Цукерберг подчеркнул, что не смог вовремя разглядеть опасность неправомерного использования личных данных со стороны разработчиков приложений

Скандал во благо. Facebook получил рекордную прибыль в начале 2018
IT и Телеком 26 апреля, 10:04

Скандал во благо. Facebook получил рекордную прибыль в начале 2018

За первый квартал Facebook Inc. получил $5 млрд чистой прибыли