Лже-юзеры сетей: опасность фейковых подписчиков в Facebook

Чем опасны так называемые "боты" в сети, рассказывает Инна Ковальчук, руководитель проекта "Киевское публичное Агентство коммуникаций/PR"

"Чем больше нолей в количестве подписчиков — тем, скорей всего, успешнее проект!". Такое банальное рассуждение, но почему-то многие изначально обращают внимание не на качество контента и подлинность всецело профиля, а на рейтинг самой странички, и неважно, что с большой долей вероятности он искусственный. 

На сегодняшний день наблюдается негативная тенденция по работе в социальных сетях (в данном случае мы рассматриваем Facebook):

     искусственные накрутки подписчиков либо лайков, которые создают лживую видимость успешности компании/продукта;

     создание поддельных учетных записей, которые создают видимость активности страниц, и направлены на понижение репутации компании или конкретной персоны.

Эта тенденция наблюдается в разных сферах деятельности компании. Кто-то считает, что достаточно накрутить 10 тыс. подписчиков для того, чтобы создать видимость успешности продукта. К примеру, так часто делают медийные ресурсы, но объективно открыв новостные ленты, можно увидеть реальный охват вовлеченности аудитории в их контент. А кто-то принимает более радикальные решения и вместо того, чтобы заниматься реальным продвижением своего бизнеса, направляет все ресурсы на уничтожение репутации конкурентов, автоматически понижая их рейтинг.

Категорийность и ориентация ботов

В современном обществе искусственно созданные аккаунты в соцсетях принято называть ботами, но немногие знают, что и среди них есть своя категоризация.

Рассмотрим самые распространенные их типы:

  1. Ориентация на увеличение количества подписчиков страницы/лайков, активное комментирование в новостной ленте. Это наиболее часто применяемая методика искусственного увеличения аудитории на сегодняшний день, ее разве что можно сравнить по востребованности заказов с теми видами ботов, которые направлены на понижение репутации страницы.
  2. Ориентация на понижение репутации страницы, либо ее полной блокировки. Это тот случай, когда все методы хороши, а насколько они хороши остается на совести заказчиков: отправление большого количества негативных отзывов, проставление плохих оценок, написание негативных комментариев на странице. Очень явно этот вариант наблюдается в сфере ресторанного бизнеса, когда такой активностью одно заведение понижает рейтинг своего конкурента. Гость, который не разбирается в тонкостях продвижения в интернете — не будет усугубляться в тот факт, почему у ресторана настолько плохой рейтинг и с большой процентной вероятностью не придет в заведение, так как ключевой показатель рейтинга самой страницы и отзывы гостей для него являются определяющим фактором выбора.
  3. Ориентация на распространение негативной информации за пределами социальных сетей. Такие боты создаются с целью публикаций лживых материалов, поначалу такие аккаунты ничем не отличаются от реальных, через время происходят публикации, которые компрометируют ту или иную компанию/публичного человека, информацию подхватывают закрытые сообщества, общедоступные группы, в конечном итоге — такими материалами начинают интересоваться СМИ и в дальнейшем будут ссылаться на этот источник. А "вкусная информация" в сети расходится быстро, и опровергнуть ее будет не так уж и просто.
  1. Ориентация на доверие. Предназначение таких ботов — войти в доверие к клиенту конкурента, изначально они несут позитивный посыл в массы, поддерживая компанию, через время — создают антирекламу. К примеру, бот проникает в общедоступную группу гидов по ресторану, где начинает критиковать сервис либо кухню заведения, тем самым распространяя недостоверную информацию, настраивая против этого заведения людей, чьи интересы ранее пересекались с ботом. Мало кто в таких случаях руководствуется логикой, и на подсознательном уровне создается уже негативный образ в целом данного учреждения.

Как распознать фейковые аккаунты? Разбираемся в деталях.

На какие явные признаки лживого аккаунта стоит обращать внимание, чтобы обезопасить себя:

  1. Аккаунт долго время не давал признаков жизни, после чего начинается активная публикация различных материалов либо записей в день. Чаще всего это случается, когда аккаунт был взломан.
  2. На странице аккаунта нет никакой информации и фотографий, но он активно переписывается с другими участниками в группах.
  3. Аккаунт активно публикует непонятные записи, проставляя линки, которые не кликабельны.
  4. Идентичность — когда друзья аккаунта имеют наглядные сходства.
  5. Проверка ответов на ваши вопросы. Как правило боты отвечают однотипно.

ВАЖНО:
Также есть довольно неплохой автоматизированный сервис проверки фейковых аккаунтов: для Facebook, расширение для Chrome FAKE FB, FB Checker. Особенно это удобно в том случае, когда очень много подписчиков либо друзей, проверять каждую единицу трудоемко, но советую все равно просматривать аккаунты перед удалением, так как сервисы могут ошибаться.
Если вы с уверенностью определили фейковый аккаунт — не поленитесь, отправьте на него жалобу. Однако стоит помнить: бороться глобально с ботами — бессмысленная затея, поскольку убрав одного, можешь получить армию других в ответ, особенно если это настроенная кампания на понижение рейтинга либо распространения негативной информации.

Что же все-таки можно сделать в таких случаях? Какую последовательность необходимо соблюдать? Рассмотрим в следующих материалах блога.