- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Что мешает Украине обеспечить высокий уровень вакцинации
В Украине вновь проблемы с поставками вакцин, на этот раз сложности были связаны с регистрацией иммунных препаратов БЦЖ и вакцины от бешенства. Как поясняют в Министерстве здравоохранения, международные организации, которым передали все закупки вакцин в 2015 года, не обладали полным перечнем документации, необходимой для регистрации препаратов в Украине.
В свою очередь в Минздраве утверждают, что они оперативно подключились к решению проблемы. "Мы вышли на ВОЗ с просьбой как можно быстрее предоставить необходимый пакет документов. Этот пакет документов был предоставлен, и вакцина от бешенства была зарегистрирована в течение суток, чтобы международные организации имели возможность их поставить. Аналогичная работа была проведена по БЦЖ",— уверяет и.о. министра здравоохранения Виктор Шафранский.
Это не первый случай проблем, связанных с поставками вакцин, да и в целом вакцинация всегда была отличным поводом для манипуляции общественным мнением. Исключением не стали и последние несколько лет, отмечает "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЭто произошло в первую очередь из-за отказа Украины от препаратов российского производства, которые до войны на Донбассе и оккупации Крыма доминировали на рынке. Быстро найти им замену Министерству здравоохранения не удалось, ведь в Украине необходимые вакцины выпускают в недостаточном количестве, а привлечь мировых производителей в столь короткий период времени невозможно.
Как объясняет и.о. заместителя министра здравоохранения Игорь Перегинец, мировая отрасль производства вакцин работает "по предзаказу", поэтому в мире не так много производителей, которые могут поставлять иммунные препараты при первой необходимости. "Из-за специфики работы с вакцинами их не хранят на складах подолгу, а сразу поставляют весь изготовленный объем в страны для проведения иммунизации", — объясняет он.
"Был целый ряд производителей, иммунные препараты которых у нас не были зарегистрированы или нуждались в повторной регистрации, а на это необходимо время", — уточняет Игорь Перегинец. Именно регистрационный барьер стал решающим для производителей, у которых Украина могла бы закупать небольшие партии вакцин, например, сыворотку от укуса змеи. Как отмечает экс-министр здравоохранения Александр Квиташвили, фармкомпаниям просто невыгодно регистрировать препарат в Украине ради небольших объемов продаж.
В результате такой государственной политики вакцин становилось все меньше, запасы в больницах истощились, а уровень вакцинации населения к концу 2014 года колебался в диапазоне от 26,8% до 52% в зависимости от региона, ее средний уровень составил 39,4%. В 2012 году этот же показатель равнялся 46%.
Стандартная ситуация
Одной из самых критических проблем стал дефицит вакцин против туберкулеза (БЦЖ), который начался в июле 2014 года. Тогдашний министр здравоохранения Олег Мусий заявил, что "вакцин в стране не хватает, а программа по их закупке недофинансирована на 400 млн грн". Параллельно с этим проводимые Украиной закупки всех препаратов были заблокированы дистрибьюторами и производителями ввиду жалоб в Антимонопольный комитет.
К августу 2015 года, по данным Минздрава, количество вакцин от туберкулеза в Украине составило всего 9% от общей потребности. Возникший дефицит власти решили восполнить уже имеющимися препаратами, которые не прошли перерегистрацию. Ради этого Верховная Рада в спешном порядке приняла законопроект о частичной отмене регистрации лекарственных средств. Следующим шагом профильного министерства было перераспределение вакцин между регионами, но желаемого результата это не дало.
"Принятые изменения в закон о лекарственных средствах очень разумные и правильные, но проблема в том, что вакцин БЦЖ изначально было очень мало. В Киеве их оставалось всего 3 тыс. доз — это 1% годовой потребности столицы, и они были использованы за одну неделю. После перераспределения "излишков" между регионами мы получили еще несколько тысяч доз, но их хватило всего на три месяца", — объясняет Федор Лапий, главный иммунолог Киева.
В итоге первые вакцины БЦЖ в рамках госзакупок 2014 года были поставлены в регионы лишь в августе 2015 года. Всего Минздрав закупил 100 тыс. доз вакцины польского производства на 955 тыс. грн. Но и этого оказалось недостаточно.
Им пришлось не только покупать за свои средства саму вакцину, но и платить частным педиатрам, так как большинство врачей в государственных поликлиниках отказывались вакцинировать детей, если родители приобретали вакцины "на стороне". По данным Федора Лапия, в среднем для обеспечения вакцинации ребенка в первый год родители должны потратить около 2 тыс. грн.
Еще одна проблема — зарегулированность системы продажи вакцин в Украине. Так, даже если родители захотят в частном порядке сделать ребенку прививку, то приобрести вакцину в поселках городского типа или селах практически невозможно, ведь аптеки должны иметь отдельную лицензию на хранение и продажу таких препаратов. Кроме того, согласно закону, вакцинацию можно проводить только в отдельном медкабинете, что выливается в дополнительные финансовые затраты на больницу, поэтому от обустройства таких кабинетов, особенно в сельских амбулаториях, часто отказываются.
Истина на изнанке
Единственным выходом из сложившейся ситуации стал вовремя принятый Верховной Радой законопроект, который передавал государственные закупки международным организациям, в частности ЮНИСЕФ и ПРООН. А проблему с временной недостачей вакцин решали посредством гуманитарной помощи.
Одним из таких международных подарков стала вакцина от полиомиелита в количестве 1,1 млн доз инактивированной вакцины (ИПВ) и 3,7 млн доз живой оральной вакцины (ОПС).
Первый транш гуманитарной помощи от ЮНИСЕФ. Вакцина от полиомиелита. Фото: www.moz.gov.ua
Ее должны были начать использовать в сентябре 2015 года, однако в начале осени на Закарпатье зафиксировали вспышку полиомиелита, и многие СМИ поспешили обвинить в этом предоставленный международными организациями вакцины. Таким образом, скандал с вакцинами от полиомиелита был построен на противоположной парадигме, нежели с прививками БЦЖ. В этот раз возмущение было связано именно с наличием иммуннопрепаратов.
В ответ на вспышку полиомиелита Минздрав стал проводить массовую трехтуровою кампанию по иммунизации. Проблема в том, что если в 2014 году уровень вакцинации детей против полиомиелита в Украине составлял всего 49%, то в первом полугодии 2015-го и вовсе 14,1%. В то же время в европейских странах этот показатель достигает 95%.
Первый серьезный скандал, связанный с вакцинацией, случился после окончания первого тура вакцинации 30 ноября, когда в СМИ просочилась информация о смерти трех детей в Киевской области, совпавших по времени с их иммунизацией. Позже появилось еще одно сообщение о летальном случае. В первую очередь все начали грешить на сам препарат, говоря, что вакцину, подаренную ЮНИСЕФ, неправильно транспортировали — ее размораживали, что категорически нельзя делать.
Экс-заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец прививает своего ребенка от полиомиелита, чтобы повысить уровень доверия родителей к вакцинации
В ответ на волнения в обществе Минздрав провел расследование, которое было поручено региональным и центральной комиссии по оперативному реагированию и расследованию негативных последствий иммунизации (НПИ). Первые результаты расследования комиссия озвучила 10 декабря. "Центральная комиссия по оперативному реагированию на НПИ пришла к выводу, что случай смерти ребенка в Белой Церкви, совпавший по времени с периодом вакцинации, не имеет никакой причинно-следственной связи с прививкой", — заявил тогда главный внештатный инфекционист Минздрава Сергей Крамарев. По его словам, у мальчика было два конкурирующих диагноза — острая респираторно-вирусная инфекция и кардиомиопатия, которая сама по себе является тяжелым заболеванием и может вызвать смерть.
Однако этот результат не удовлетворил международное сообщество, и Украина так и не была признана страной, свободной от полиомиелита. "Для того чтобы перервать циркуляцию вируса в Украине, охват каждого раунда иммунизации должен составлять 95%", — объясняет Игорь Перегинец.
Причиной, почему кампанию по иммунизации детей от полиомиелита так активно пытались сорвать, по мнению Александры Устиновой, члена Центра противодействия коррупции, было желание скомпрометировать руководство Минздрава.
"Скорее всего, хотели показать, что руководство профильного министерства неработоспособно и не может решить проблему обеспечения закупок лекарств, в частности вакцин. Хотели также бросить тень и на самих поставщиков, ЮНИСЕФ, ведь они в дальнейшем будут закупать для нас все иммунные препараты", — считает она.
День сегодняшний
По данным Министерства здравоохранения, сегодня в распоряжении регионов находится более 14,6 млн доз вакцин, однако данного объема недостаточно для полного соблюдения календаря вакцинации. Их поставили в Украину по результатам тендеров 2014 года.
В частности, детский фонд ООН приобретал семь видов вакцин, среди которых БЦЖ, вакцины против дифтерии, столбняка, полиомиелита и гепатита В. Все указанные препараты соответствуют требованиям ВОЗ, но некоторые из них до сих пор не зарегистрированы в Украине. По подсчетам организации "Пациенты Украины", на закупках этих вакцин удалось сэкономить $500 тыс., которые будут направлены на приобретение иммунных препаратов.
ПРООН закупала для Украины две вакцины — против столбняка и дифтерии и HIB-вакцину. Как отмечают в организации, наиболее впечатляющая экономия на вакцине для профилактики гемофильной инфекции типа b (HIB), которую ПРООН приобрела на 30,11% дешевле, нежели Минздрав в 2014 году. Всего международной организации удалось сэкономить $905,7 тыс. на закупке вакцины HIB. На счетах ПРООН после закупок вакцин осталось $1,5 млн — эти средства пойдут на приобретение дополнительных доз иммунобиологических препаратов.